Отзывы![]() «Больше чем поэт» Статьи и рецензии Поэтические посвящения, пародии, эпиграммы Отзывы читателей ![]() |
Е.С. Роговер. Больше чем поэт. Глава 8.
Служение писательскому Союзу. Во главе Академии
Любовь у Евгения Раевского никогда не носит созерцательного и бездейственного характера. Она исключительно активна и созидательна. Это свойство обнаруживается и в любви к родному городу. Поэт глубоко убежден в том, что она может быть проявлена не столько в признании Петербургу, сколько в действенном служении ему конкретными делами.
Очевидный вклад Раевского в культурное развитие города выражается в создании им Межрегионального Союза писателей Северо-Запада (МСПСЗ). Эта организация была образована в 1998 году и, как сказано в открытом письме Губернатору Санкт-Петербурга В. И. Матвиенко «Нужна ли России литература?», этот Союз «последовательно и эффективно работает на приумножение славы русской литературы»101. Ныне этому Союзу 10 лет.
Первоначально руководителем Правления МСПСЗ был поэт Сергей Макаров, но с 2000 года его председателем стал по инициативе и предложению С. В. Михалкова Евгений Павлович Раевский. С. Г. Макаров стал Почётным председателем Союза и оставался им вплоть до своего отъезда из Санкт-Петербурга.
Раевскому удалось сплотить вокруг себя группу деятельных членов Союза, которые составили ядро новой писательской организации и вошли в его Правление. Среди них – доктор философии, поэт и художник Сергей Новиков, ставший председателем приемной комиссии МСПСЗ, доктор философии, поэт и редактор Дмитрий Киршин, ставший председателем секции поэзии и первым заместителем председателя Правления Союза, Наталья Веселова, возглавившая секцию прозы, публицистики, критики и литературоведения МСПСЗ.
Межрегиональный союз писателей благодаря усилиям Е. П. Раевского объединил большое количество петербургских писателей: поэтов, прозаиков, критиков, авторов, работающих в сфере детской литературы. Можно назвать такие прославленные имена, как С. Михалков, А. Дольский, Г. Горбовский, В. Потиевский, В. Лукницкая, С. Лукницкий, Ю. Кукин, П. Проскурин. Следует упомянуть и таких авторов, как М. Ермошкина, Н. Потапова, Е. Кутузов, Л. Шварёв (А. Толубеев), Э. Кузнецов, В. Сергеева, А. Протопопов, Е. Кириллова, В. Загорулько, С. Скаченков, Ю. Молин, И. Волкова-Китаина, С. Ботвинник, В. Соловьева, С. Супранюк, М. Алпатов, В. Богданов, И. Малярова, В. Летушев, А. Данилова (Губарёвская), П. Панов, Д. Радес, Е. Сакс и многие другие. Межрегиональный союз писателей Северо-Запада выпускает газету «Русь», главным редактором которой является Раевский, издает газету «Романс о романсе», выпускает газету «Собеседникъ» и журнал-альманах «Золотое слово».
Писательская организация вправе гордиться своим главным органом – газетой «Русь», выходящей регулярно (вышло более 30 номеров). Предметом гордости является и альманах «Золотое слово» (выходит 4-й номер этого богатого и даже роскошного издания).
Писательский Союз, возглавляемый Евгением Раевским, периодически проводит «Пушкинские чтения». «Пушкин в русской литературе – это фигура глобального масштаба, – говорит Е. Раевский. – Он был первым, кто привлёк внимание широкого читателя к русской словесности. Он первым сложил литературный стихотворный язык. Он первым дал понять, что поэзия – это высшая литературная форма, и первым собрался зарабатывать поэзией на жизнь, но этого не получилось. Если бы не появился Пушкин, то не появилось бы сотен, тысяч других поэтов. Я тоже начинал с подражания Пушкину. Пушкин – это гений своего времени»102. Этим отношением Евгения Раевского к великому русскому поэту в значительной мере обусловлено проведение в Союзе «Пушкинских чтений». Не случайно и то, что достижения в области словесности и сохранения традиций русской литературы отмечаются в МСПСЗ присуждением золотой медали имени А. С. Пушкина.
Писательская организация проводит также конкурсы на лучшие стихотворения, на лучший перевод национальных поэтов. Отметим, что среди победителей мы находим имя Е. П. Раевского. Функционирует и дискуссионный клуб, где обсуждаются насущные вопросы литературного развития и отдельные проблемы, волнующие членов писательского Союза. Секции прозы и поэзии проводят ежемесячно обсуждение новых произведений своих членов.
Согласно решениям V съезда Международного Сообщества Писательских Союзов (МСПС) от 22–24 февраля 2005 года, МСПСЗ принят в состав МСПС, а Е. П. Раевский введён в состав Исполкома МСПС под руководством великого русского писателя Ю. В. Бондарева.
Параллельно руководству Межрегиональным Союзом писателей Е. Раевский возглавляет также Академию русской словесности и изящных искусств имени Г. Р. Державина (АРСИИ). Этой Академией по праву руководит Евгений Павлович Раевский как инициатор её возрождения. Главным ученым секретарём – вице-президентом по науке АРСИИ является Д. Н. Киршин. Должности вице-президентов занимают также С. В. Новиков, В. А. Потиевский, В. Г. Сергеева и С. Б. Супранюк, являющийся одновременно президентом Международной академии фундаментального образования. Учеными секретарями АРСИИ являются Е. В. Сакс, В. И. Минкин и О. И. Питериш.
Российская академия была учреждена 30 сентября 1783 года Екатериной II. Она определила главным предметом занятий созданной Академии очищение и обогащение русского языка, в чем он нуждался в конце XVIII столетия. Размещалась Академия на первых порах в доме Е. Р. Дашковой (на нынешнем проспекте Стачек), затем – в доме коммерции советника Татаринова на Набережной реки Фонтанки, 112, а потом – в собственном здании на 1-й линии Васильевского острова (дом 52)103.
Первым Президентом Русской Академии стала Екатерина Романовна Дашкова. Княгиня, племянница известного канцлера А. Р. Воронцова, она была писательницей, которая рано приобщилась к французской просветительской литературе. Увидев в Екатерине Алексеевне черты идеального просвещённого монарха, она стала одной из активных участниц переворота 1762 года. В 1771 году она приняла участие в создании Вольного Российского собрания при Московском университете, а с 1783 по 1794 была директором Академии наук. В 1783 году по инициативе Дашковой была создана Российская Академия, прообраз той, о которой мы рассказываем. До 1796 года Е. Р. Дашкова активно участвовала в её деятельности, возглавляя её, и выпускала журнал «Собеседник любителей русского слова». Её мемуарная книга «Записки» (1805–1806) пронизана идеей служения общественному благу. Последние два года президентства в Российской академии она лишь формально числилась выполняющей эту должность104.
В дальнейшем Российской Академией последовательно руководили А. А. Нартов (1801–1813) и А. С. Шишков (1813–1841). В 1841 году Российская академия стала вторым отделением Петербургской Академии наук, а затем Отделением Русского языка и словесности. В разное время членами Российской академии были выдающиеся писатели Д. И. Фонвизин, Г. Р. Державин, М. М. Херасков, Я. Б. Княжнин, И. А. Крылов, П. А. Вяземский, П. А. Катенин, В. А. Жуковский, А. С. Пушкин, а также видные российские ученые.
Среди трудов Российской Академии можно выделить издание «Словаря Академии Российской» (1789–1794), высоко оцененного Н. М. Карамзиным и другими деятелями русской культуры, создание Общего Церковно-Славяно-Российского Словаря», выпуск «Российского феатра», ценного альманаха, ставшего источником пьес, поставленных на сценах тогдашних театров, публичное чтение академических лекций о русском языке, публикация трудов М. В. Ломоносова, мемуаров тогдашних академиков, выпуск журнала «Новые ежемесячные сочинения» (1786–1796).
Особого внимания заслуживает издание журнала «Собеседник любителей российского слова». Он выходил в Петербурге с июня 1783 по сентябрь 1784 года. Всего было выпущено 16 его частей (они выходили тиражом в 1812 экземпляров). Издавала его Академия наук. Активное участие в нём принимала Екатерина II, стремившаяся через журнал популяризировать идеи неограниченной монархической власти, хотя этому упорно противодействовали передовые писатели, публиковавшиеся в этом издании, в том числе Д. Фонвизин, А. Княжнин, С. Бобров, Ф. Козельский. Так, сочинениям Екатерины II – «Записки касательно российской истории» и «Были и небылицы» – противостояли «Вопросы к сочинителю» «Былей и небылиц» Д. И. Фонвизина и другие его сатирические произведения. В первой книжке «Собеседника» была опубликована прославленная ода «Фелица» Г. Р. Державина. Великолепный анализ печатной продукции «Собеседника» дал в 1856 году Н. А. Добролюбов105. Журнал, редактировавшийся Е. Р. Дашковой, сыграл важную роль в развитии русской журналистики и в деятельности Российской Академии. По его примеру нынешняя Академия (АРСИИ) издаёт газету «Собеседник».
Наш небольшой экскурс в историю показывает, как важно было в новых условиях наших дней возродить и Академию дашковского типа, и её печатное издание «Собеседник». Эта задача была решена 15 декабря 2003 года, когда в Санкт-Петербурге была возрождена Академия русской словесности и изящных искусств, которой было присвоено имя великого поэта и деятельного члена Российской Академии Г. Р. Державина.
Как отмечается в газете «Собеседникъ», «целями возрождаемой Академии являются: аккумуляция гуманитарных, творческих, общественно-административных ресурсов и материальных, финансовых и благотворительных средств юридических и физических лиц, объединение творческого потенциала деятелей русской культуры (писателей, поэтов, драматургов, искусствоведов, художников, архитекторов, скульпторов, дизайнеров, композиторов, музыкантов, режиссёров, артистов, работников библиотек, музеев и архивов), работников средств массовой информации, деятелей науки, а также издателей, продюсеров, предпринимателей, общественных деятелей и иных лиц и организаций, и направление этих средств на сохранение традиций и развитие русской литературы и искусства»106.
Именно эту задачу поставил перед собой и собранным им коллективом Евгений Раевский, взвалив на свои плечи огромный груз обязанностей и ответственности.
В Академии созданы научные отделения: 1) Богословия, 2) Литературного искусства, 3) Театрального искусства, 4) Изобразительного искусства, 5) Музыкального искусства, 6) Архитектуры и строительства, 7) Воспитания и образования, 8) Философии и социологии, 9) Права и психологии, 10) Дизайна и моделирования, 11) Бизнеса и меценатства.
Члены Академии отвечают этим направлениям и этой градации. В ней состоят богословы, поэты, прозаики, критики, литературоведы, искусствоведы, работники театра, художники, философы, социологи, педагоги, юристы, психологи, предприниматели.
Среди видных деятелей Академии мы встречаем: Н. Н. Дроздова, доктора биологических наук, журналиста, писателя и ведущего телепрограммы «В мире животных»; Р. Р. Калантарян, народную артистку СССР, петербургскую певицу; О. А. Чупрова, поэта, члена Союза писателей России, академика ПАНИ, автора Гимна Санкт-Петербурга (на музыку Р. Глиэра); С. К. Горковенко – художественного руководителя и главного дирижера Губернаторского эстрадно-симфонического оркестра имени В. П. Соловьева-Седого, лауреата государственных премий; Л. М. Копаневу, профессора, доктора биологических наук; М. Л. Алпатова, профессора, художественного руководителя театра «Родом из блокады», заслуженного деятеля искусств и заслуженного артиста России, члена Петровской академии наук и искусств и других. Наряду с действительными членами АРСИИ в ней состоят и работают члены-корреспонденты АРСИИ, а также претенденты на эти почётные звания.
АРСИИ регулярно проводит конференции, на которых члены Академии выступают с докладами по широкому спектру научных проблем. На основании материалов этих форумов издано 6 сборников трудов соответствующих конференций. Так, например, в первом из этих сборников (2005 г.) опубликованы следующие доклады:
1. Киршин Д. Н. Возрожденная академия;
2. Роговер Е. С. Славное имя – Державин;
3. Гапонов В. А., Синкевич В. А. Преображение музыкальной терапией;
4. Гожев Г. М. «Сердцевед русской оперы и песни» – Борис Христов;
5. Новиков С. В. Жажда познания, как признак творческого мышления;
6. Миронов А. Н. О технологии конфликтного разномыслия как цели снятия критической составляющей восприятия;
7. Бондаренко Г. И. Психология личности киногероя с нарушением опорно-двигательного аппарата в российском кинематографе;
8. Раскин А. Г. Ощущение Петербурга как эманации поэзии;
9. Катышева Д. Н. Ай да Пушкин! Ай да сукин сын! («Борис Годунов» А. С. Пушкина – телеспектакль в постановке Анатолия Эфроса);
10. Доценко В. Д. Военные моряки в культурной жизни Петербурга.
Нет необходимости говорить о том, насколько различны эти материалы и доклады по своей проблематике и направленности, как многоаспектно представляют они различные научные отделения Академии имени Г. Р. Державина. То же самое мы могли бы отметить, обозревая доклады, представленные в следующих выпусках трудов очередных конференций.
Всю эту многообразную работу писательской организации и Академии русской словесности им. Г. Р. Державина координирует Е. П. Раевский, отдавая этой деятельности все свои силы! При этом он проявляет недюжинный талант организатора и руководителя, а также внимательного и чуткого товарища, собеседника и наставника многих конкретных людей, членов обеих организаций.
Как руководитель Евгений Раевский отлично понимает, как важна для каждого его подопечного добрая поддержка, ободряющее слово, как существенно награждение грамотой, дипломом, медалью, орденом, премией, званием. И он щедр в этих представлениях и награждениях, тем более что в арсенале МСПСЗ и Академии имеются такие награды, как орден Петровский крест «Честь и слава России»; орден «Гордость Державы Российской» (I и II степени), золотые академические медали «Г. Р. Державин» и «С. А. Есенин»; золотая Пушкинская медаль «За сохранение традиций в русской литературе».
Заметим, что эти знаки отличия сами награждены дипломами и призами на ежегодных Международных ювелирных выставках в Москве. В учреждении этих наград, их умножении тоже проявляется безмерная энергия президента АРСИИ и председателя Правления Союза писателей. Сколько он мог бы написать и осмыслить, не тратя свои силы и часы на эту деятельность! Но он тратит, считая это важным и значимым.
Всё это закономерно вызывает у товарищей и коллег Евгения Раевского огромное уважение к нему и искреннюю любовь. В основании этих чувств – восхищение его удивительным подвижничеством и талантом. Существенно при этом и осознание его неповторимой личности, которое возникает у каждого из нас. Об этом необходимо сказать в очередной главе.
Следующая глава
Предыдующая глава
Монография Е.С. Роговера
«Больше чем поэт»