РОД РАЕВСКИХ
РАЕВСКИЕ – дворянский род. Родоначальником считался Иван Степанович Р., выехавший из Польши в 1526. Его сын Фёдор Иванович был воеводой в Болхове (1555–58). Как отмечалось в «Общем гербовнике дворянских родов Всероссийской Империи», «фамилии Раевских многие Российскому Престолу служили стольниками и в иных чинах и жалованы были от Государей в 1614 и других годах поместьями». Прасковья Ивановна Р. была замужем за каширским помещиком Леонтием Дмитриевичем Леонтьевым; их дочь, Анна Леонтьевна (ум. 1702), состоявшая в браке с боярином Кириллом Полуектовичем Нарышкиным, была матерью царицы Натальи Кирилловны и бабушкой имп. Петра I. В XVII в. несколько представителей рода служили стольниками.
В начале XIX в. род прославил сын полковника Николая Семёновича Р. (1741–1771) от брака с Екатериной Николаевной Самойловой (1750–1825) (племянницей светл. кн. Г.А. Потёмкина) – генерал от кавалерии Николай Николаевич Р. (1771–1829). Активный участник войн России конца XVIII – начала XIX вв., герой Отечественной войны 1812 и заграничных походов русской армии 1813–14, он пользовался большой популярностью в армии и обществе. Находясь с 1824 в бессрочном отпуске и числясь с 1826 членом Госуд. совета, Николай Николаевич был близок к декабристам. Он был женат на внучке великого русского ученого М.В. Ломоносова – Софье Алексеевне Константиновой (1769–1844). Она была единственной из внуков М.В. Ломоносова, оставивших потомство. Таким образом, потомки известного русского военачальника стали одновременно и потомками великого русского учёного.
Две дочери Николая Николаевича и Софьи Алексеевны были замужем за декабристами: Екатерина Николаевна (1796–1884) – за генерал-майором М.Ф. Орловым, Мария Николаевна (1805–1863) (воспетая Н.А. Некрасовым в поэме «Русские женщины») – за генерал-майором кн. С.Г. Волконским. К декабристам были близки и два их брата – Александр и Николай. Александр Николаевич Р. (1795–1868) имел чин полковника, а затем придворное звание камергера; потомства не оставил. Николай Николаевич Р. (младший) (1801–1843), генерал-лейтенант, с отличием служил на Кавказе; он считается основателем г. Новороссийска (сентябрь 1838, когда российский морской десант под его командованием построил укрепление на месте разрушенной в 1812 русскими войсками турецкой крепости Суджук-Кале, существовавшей здесь с 1722).
Сыновья Николая Николаевича Р. (младшего) также находились на военной службе: Николай Николаевич (1839–1876), полковник, в 1876 уехал добровольцем в Сербию сражаться против турок и погиб в одном из сражений; Михаил Николаевич (1841–1893), генерал-майор, состоял директором Департамента земледелия, президентом Имп. Общества садоводства. Сыновья последнего служили в гвардейских полках: Николай Михайлович (1873–1900) – в Кавалергардском, Михаил Михайлович (1875–1922) и Пётр Михайлович (1883–?) – в лейб-гвардии Гусарском.
Род Раевских был внесен в 6-ю, 3-ю и 2-ю части дворянских родословных книг Калужской, Таврической, С.-Петербургской, Пензенской, Тамбовской, Тульской и Воронежской губ.
Публикуется по энциклопедии «Дворянские роды, прославившие Отечество».–
М.: Олма-Пресс, 2004
ДРУГИЕ РАЕВСКИЕ
(по материалам одноимённой книги)
Из чего складывается судьба страны? Как бы банально это ни звучало – из множества частных историй, разрозненных по архивным документам, научным трудам, художественным источникам, воспоминаниям, семейным преданиям, легендам… Сложно передать словами радость, какую испытываешь, неожиданно обнаружив едва различимый след, ведущий к маленькому или большому открытию в мир прошлого, будь то генеалогические исследования, розыск родных и близких, репрессированных в годы массового террора, или воинов Советской Армии, без вести пропавших во время Великой Отечественной… Ведь и этой малости могло не сохраниться до наших дней. Хорошо, что публикуются книги по истории, в том числе мемуарного характера, регулярно выходят в свет различные академические издания, архивные вестники, где можно ознакомиться с вновь поступившими или открытыми документами, идеями, версиями, – такой литературы не может быть слишком много. Стоит только начать поиск.
В 1908 году известный учёный-биограф Б.Л. Модзалевский в своем труде «Род Раевских герба Лебедь» отмечал: «В России существует в настоящее время много родов с фамильным прозванием Раевских; все они – совершенно различного происхождения». Об одном из дворянских родов Раевских, к которому принадлежит генерал от кавалерии, герой Отечественной войны 1812-1814 гг. Николай Николаевич Раевский, так или иначе знает каждый образованный человек. Династия профессиональных военных, чьё родословие восходит к Ивану Степановичу Раевскому, выехавшему из Польши в 1526 году, связана родственными узами с императором Петром I и М.В. Ломоносовым. Однако о многочисленном представительстве знаменитой фамилии – о Раевских-священнослужителях – широкой аудитории практически ничего не известно.
|
Духовенство – одно из сословий дореволюционной России, которое вместе с соотечественниками переживало периоды войн и мирной жизни, «смутного времени» и стагнации, революций и реформаторства. Об одном из таких родов – о «других Раевских» – и пойдёт речь.
Имя одного из основателей рода Раевских – Иоанна Иоанновича – упоминается в церковных ведомостях Новгородской епархии в период царствования императрицы Екатерины II. Отец Иоанн – «из великороссиян, священнический сын» – служил пономарем сначала в церкви Св. Василия Великого в г. Устюжна, а затем – в Устюженской церкви Благовещения Пресвятой Богородицы.
По воспоминаниям его праправнука Сергея Павловича Раевского, «жизнь его была сосредоточена на том, чтобы из своих сыновей сделать настоящих священников». Двое из них, Николай и Адриан, окончили Новгородскую духовную семинарию.
Адриан Иоаннович Раевский родился в 1821 году. По окончании Новгородской семинарии в 1845 году Преосвященнейшим Леонидом, Епископом Старорусским был рукоположен в священника Троицкой церкви села Ротково Кирилловского уезда Новгородской губернии. Приход его был небогатый. Служил Адриан Раевский усердно, денег за требы с крестьян не брал. В семье у него было четверо детей, которых он воспитывал один будучи вдовцом: сыновья Василий, Александр, Вонифатий и дочь Мария. 15 июня 1872 г. по прошению был определен в священника Петропавловской церкви Кирилловского уезда, а 6 сентября 1872 г. перемещён священником к Чужераменской церкви Воскресения Христова в том же уезде. В память войны 1853–56 гг. отец Адриан был пожалован бронзовым крестом на Владимирской ленте.
Вот как пишет о нем С. Раевский в своих мемуарах: «Отец Адриан любил ходить пешком, опираясь на посох, транспорта не признавал. Однажды пошел он в г. Новгород навестить родных и не вернулся. Долго искали о. Адриана родные, но не нашли. Минуло несколько лет, и крестьяне, собирая грибы и ягоды, нашли в лесу скелет человека, сидящего на пеньке. По наперсному кресту священника, посоху с именной надписью и остаткам скуфьи опознали отца Адриана. Так закончились его земные странствия. Похоронен при церкви на погосте. События эти относятся к периоду царствования императоров Александра I и Николая I».
|
Василий Адрианович Раевский родился в 1848 году. Окончил Новгородскую духовную семинарию в 1871 г. с назначением в Санкт-Петербургскую Духовную Академию. В 1875 году – сразу после окончания академии в степени кандидата с правом получения степени магистра без нового устного испытания – вернулся в родную семинарию, где на протяжении 35 лет, до самой кончины, служил преподавателем немецкого языка, педагогики, философии и психологии. Лекции Василия Адриановича, по отзывам семинаристов, были большим праздником. Им были написаны «Учебник истории философии» и «Записки по психологии». Смерть прервала его работу над новой книгой «Начальные основания философии». За литературные труды Василий Адрианович был награжден пятью орденами разных степеней, в том числе орденом Святой Анны. В семье у него было пятеро детей: сыновья Павел, Николай и Василий и две дочери. Умер В.А. Раевский 12 января 1910 года в день рождения своего сына Василия и в день Ангела своей жены. Похоронен в Антониевом монастыре в Новгороде, о чем также свидетельствуют данные «Русского провинциального некрополя», однако в 1930-е годы монастырь подвергся разорению, и могила не сохранилась.
Павел Васильевич Раевский (в будущем епископ Кронштадтский, Новгородский и Старорусский, Лодейнопольский, митрополит Рыбинский и Угличский, позднее – Ярославский и Ростовский, Ялтинский и Крымский) родился 8 июня 1877 г. в Новгороде. Окончил Новгородскую семинарию, затем – Санкт-Петербургскую Духовную Академию. За работу «Главные течения в православной русской церкви за время царствования Екатерины I и Петра II», удостоенную почетного отзыва, получил степень кандидата богословия. Одновременно с академией окончил Археологический институт в Петербурге, получив звание действительного члена института. Павел Васильевич обратил на себя внимание ректора Академии Сергия Страгородского (будущего патриарха), который впоследствии будет поддерживать прогрессивные начинания П. Раевского. Павел Раевский работал также бесплатным законоучителем в воскресной школе для рабочих и других учреждениях Петербурга. Ему – студенту III курса – будет поручено возглавлять делегацию на чествовании Иоанна Кронштадтского в день его рождения 19 октября 1901 года в Андреевском соборе (г. Кронштадт) и произнести речь. В 1902 г., по рекомендации основателя трезвенного движения в Петербурге и руководителя Александро-Невского общества трезвости о. Александра Рождественского, о. Павел был определен на вакансию при Петербургском городском Попечительстве о народной трезвости, с причислением к церкви Приюта Принца П.Г. Ольденбургского (Народный дом), а в 1904 году стал настоятелем церкви Иоанна Предтечи (угол Лесного пр./16 и Выборгской ул./20) и руководителем одного из крупнейших в России Иоанно-Предтеченского Братства трезвости. В этот период завязалась его дружба с выдающимися писателями и общественными деятелями: С. Булгаковым, Н. Бердяевым, В. Розановым, В. Поссе, А. Кони, Д. Мережковским, З. Гиппиус и другими. В печати того времени отмечалась церковная и просветительская деятельность о. Павла под рубриками: «Божий улей», «Истинный пастырь Христова стада», «Какой нужен пастырь» и другими.
|
С 1915 г. Павел Раевский – настоятель церкви Спаса Происхождения Честных Древ Креста Господня и Божией Матери Тихвинской, именуемой также «Спасо-Бочаринская» или «Тихвинская», расположенной на углу ул. Комсомола (быв. Симбирской) у дома №9 и ул. Михайлова (Тихвинской). В 1932 году храм был взорван, и теперь на этом месте сквер. В 1917 году на Богословском кладбище (пр. Мечникова (Николаевский), 4) на свои средства им были построены церковь Иоанна Богослова и приют для малолетних брошенных детей. В церкви Иоанна Богослова становится почётным настоятелем. В 1923–1926 гг. – настоятель церкви Воскресения Христова (Варшавской) – бывшей Всероссийского Александро-Невского братства трезвости (Обводный канал/116). С 1926 г. по март 1927 г. – настоятель Храма Пресвятой Троицы (бывшей Общества распространения религиозно-нравственного просвещения).
В 1923 и 1925 гг. о. Павел избирается постоянным членом Синода и назначается ректором и профессором Высшего Богословского института; в 1927 году посвящён в сан епископа.
Павел Раевский совершал богослужения почти во всех церквах г. Петербурга и пригородов. Вот неполный перечень этих храмов: Исаакиевский собор, Казанский собор, Владимирский (на Сенной пл.), Введенский (на Петроградской стороне), Пантелеймоновский, Введенский (у Витебского вокзала), Воскресенский (у Варшавского вокзала), Екатерининский (на Васильевском острове), церковь Св. Иоанна Богослова при Леушинском подворье, Благовещенский, Кулич и Пасха и многие, многие другие. Похоронен на Серафимовском кладбище в Санкт-Петербурге.
|
Николай Васильевич Раевский – родной брат Павла Васильевича Раевского – родился в 1879 году. Окончил Новгородскую духовную семинарию в 1902 году. В 1903 – учитель 2-классной школы при Новгородской семинарии. Рукоположен во священника в 1903 г. и определен священником Старско-Горской церкви. Из воспоминаний С. Раевского: «О. Николай открыто выступал против еврейских погромов. Черная сотня решила по-своему расправиться с о. Николаем. В Петербургское жандармское отделение было подано заявление о том, что священник Раевский руководит организацией, призывающей к свержению Государя. Нашлись и лжесвидетели. Из Петербурга прибыли жандармы, на квартире учинили обыск. И хотя ничего компрометирующего не нашли, на суде о. Николая приговорили к заключению в Петропавловскую крепость. Дело могло дойти до снятия сана или заключения впоследствии в монастырь». Согласно материалам дела по прошению о помиловании священника Н.В. Раевского, хранящегося в Государственном архиве РФ, за высказывания, «возбуждавшие к ниспровержению существующего в государстве общественного строя и к вражде между отдельными классами населения», 21 сентября 1908 г. Николай Васильевич был осужден приговором Особого Присутствия Санкт-Петербургской Судебной Палаты к заключению в крепости на один год с заменой этого наказания в случае надобности. «Удар был для семьи страшный, – продолжает Сергей Павлович, – девять человек остались без кормильца, но чем могли помогали прихожане и родные. Хлопотать за невинного пустились ходоки с прихода, брат о. Павел и отец Василий Адрианович. Последний добился свидания с Государем и вскоре последовал высочайший вердикт об освобождении и невиновности. Однако Консистория все же решила по-своему. Дело было прекращено, но о. Николая не вернули на старое место, а послали в захудалый деревенский приход. Свершился революционный переворот. Село, в котором служил о. Николай, находилось в местности, где, по мере передвижения фронта, часто менялись власти. Пришли красные большевики и потребовали у о. Николая встречать их с колокольным звоном и красным флагом. О. Николай отказался. Тогда головорезы собрали деревенский сход и учинили зверскую расправу. Изуродованное тело убитого было брошено в канаву…»
Василий Васильевич Раевский – младший брат Павла Васильевича Раевского – родился в 1886 г. В 1909 г. окончил Новгородскую духовную семинарию, а в 1913 г. – Петербургскую духовную академию со степенью кандидата богословия. С 1914 г. – преподаватель Тихвинского Духовного училища. С 1923 г. – настоятель церкви Ильи Пророка на Пороховых. В 1933–1935 гг. – священник Церкви Вознесения Господня (Вознесенского собора). В марте 1935 года был выслан из Ленинграда. В 1935-38 гг. служил в Казанской церкви г. Луги. В Великую Отечественную войну был призван в действующую армию рядовым. После окончания войны (с 1946 г.) руководил восстановительными работами в Смоленской церкви и часовне Ксении Блаженной. Здесь же стал настоятелем. Впоследствии служил и настоятельствовал в Красном Селе в церкви Александра Невского, в Соборе Святого Апостола Павла в г. Гатчина, на Волковом кладбище и во Владимирском соборе в Ленинграде. Одновременно являлся благочинным пригородных церквей.
Активный оппонент протоиерея и секретного осведомителя КГБ Александра Осипова, снявшего с себя сан в 1959 г., впоследствии пропагандиста-антирелигиозника, старшего сотрудника Музея истории религии и атеизма (Казанский собор, Ленинград). В период руководства Хрущева, взявшего курс на полное уничтожение церковной организации в СССР, в ленинградской газете «Смена» была напечатана статья «Как они стали “святыми”». Василий Васильевич написал письмо в редакцию, после чего в газете вышла публикация «Благочинный Раевский защищает святых».
|
Павел Павлович Раевский – сын Павла Васильевича Раевского – родился в 1921 году. Окончил Ленинградский педагогический институт им. А.И. Герцена и Ленинградский государственный университет. Преподавал русский язык, литературу и историю в различных учебных заведениях Ленинграда. Почетный мастер спорта. Одним из первых ушел добровольцем на фронт в рядах народного ополчения Октябрьской дивизии. Получил пятнадцать правительственных наград, в том числе орден Славы и орден Отечественной войны I степени. Защищая Ленинград, стал инвалидом I группы. Под Кингисеппом ему оторвало ногу, были и другие серьёзные ранения.
До самой смерти находился в рядах передовой интеллигенции. Работал преподавателем, а затем – начальником цикла в Военно-морской академии. Им было написано уникальное историческое повествование о ближайших сподвижниках Петра Великого, графах Стенбок-Ферморах.
Евгений Павлович Раевский – сын Павла Павловича Раевского – родился в 1947 году. Коренной петербуржец. Русский поэт, доктор философии, профессор, председатель Правления Российского Межрегионального союза писателей, член Консультативного совета при Федеральной Службе по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам, президент Академии русской словесности и изящных искусств им. Г.Р. Державина.
|
P.S.
Не так давно на Радио России во время передачи, посвящённой практической генеалогии, в студию позвонила одна пожилая слушательница, как выяснилось, родственница выдающегося учёного К.А. Тимирязева, и, буквально сквозь слёзы, рассказала о том, что накануне её квартиру ограбили, и самым страшным ударом для неё стало исчезновение… её семейной родословной.
Елена САКС, член-корреспондент АРСИИ им. Г.Р. Державина,
магистр искусств с достоинством в словесности МАФО
Публикуется по альманаху «Русское слово», 2007
ПАВЕЛ ВАСИЛЬЕВИЧ РАЕВСКИЙ
Раевский Павел Васильевич (26.07.1877 – 4.12.1940) – протоиерей, обновленческий митрополит Павел. В 1902 г. окончил Петербургскую Духовную академию со степенью кандидата богословия, затем Археологический институт. С 23.09.1902 г. священник при церкви городского попечительства о народной трезвости, с 18.11.1903 г. служил в церкви приюта П.Г. Ольденбургского, с 19.04.1904 г. в церкви Св. Иоанна Предтечи общества Распространения религиозно-нравственного просвещения. В 1910 г. руководитель Иоанно-Предтеченского братства трезвости. 9.02.1915–1926 гг. настоятель Спасо-Бочаринской церкви. С 1.06.1917 г. член Епархиального правления. В 1922–1923 гг. примкнул к обновленцам. С 1923 г. член Петроградского епархиального управления. В 1923–1926 гг. настоятель церкви Воскресения Христова (Варшавской). 13.03.1927 г. хиротонисан во епископа Кронштадтского. В 1925–1927 гг. ректор Ленинградского Богословского института, магистр богословия. С августа 1927 г. еп. Новгородский, в конце 1927 г. возведен в сан архиепископа. С 1929 г. архиеп. Ялтинский, с января 1934 г. на покое, проживал в Ленинграде. С 1935 г. архиеп. Рыбинский, 27.05.1936 г. назначен временно управляющим Ярославской метрополией. 5.08.1936 г. возведён в сан митрополита Ярославского, 27.06.1938 г. уволен за штат. Умер 4.12.1940 г.