ОтзывыМонография Е.С. Роговера«Больше чем поэт» Статьи и рецензии Поэтические посвящения, пародии, эпиграммы Отзывы читателей |
Коротко о встречах с поэтом Е.П. Раевским
Впервые я увидел Евгения Павловича Раевского на празднике в Таврическом парке 4 октября 1997 года, посвящённом 102-й годовщине со дня рождения Сергея Александровича Есенина. В честь юбиляра были прочитаны стихи поэтами разного уровня поэтического мастерства, в том числе и стихи Е. Раевского.
Несколько слов о внешнем облике поэта: Евгений Павлович имеет обаятельные, аристократические черты лица и природное изящество, манерность – от рождения в родовитой интеллигентной семье.
28 декабря 1997 года состоялась моя вторая встреча с Евгением Павловичем в церкви на Конюшенной площади, где была отслужена гражданская панихида по убиенному С.А. Есенину. Именно в этом святом месте, где отпевался прах великого Пушкина, Евгений Павлович преподнёс мне сборник стихов «Любовь моя – волшебное дитя». После непродолжительного размышления я пришёл к выводу, что его сборник стихов в форме сонетов является крупнейшим поэтическим произведением конца ХХ века. По свидетельству известного поэта Александра Прокофьева, после Пушкина никто в России не писал стихов в форме сонетов. Знать, сам Господь завещал Евгению Павловичу возродить полузабытую сонетную лирику.
Марина Ивановна Цветаева – самый обиженный и униженный эпохой Сталина поэт, – живя в эмиграции, внимательно следила за развитием поэзии в России. Через всю жизнь она пронесла глубокую дружбу с Борисом Пастернаком. Однажды Марина Ивановна произнесла самые драматические слова, вызывающие томящую печаль о чем-то всеми навеки утраченном: «…Блоковско-есенинское место до сих пор в России вакантное. Певучее начало России, расструенное по небольшим и недолговечным ручейкам, должно обрести единое русло, единое горло». (Из статьи С. Лесневского «Ты будешь веком счастья и добра», ж-л «Огонёк» № 36, 1981 г.)
Если бы была жива Марина Ивановна и увидела бы сборник стихов «Любовь моя – волшебное дитя», то она сказала бы, что теперь блоковско-есенинское вакантное место достойно занято молодым и высокоодарённым поэтом Евгением Павловичем Раевским. Его сонеты предназначены внимательным, просвещенным читателям, не лишенным полёта фантазии и пространственного воображения-мышления.
Наибольшее впечатление произвели на меня те стихи, в которых речь идет о реальных личностях и реальных явлениях в природе: «Сергею Есенину», «Памяти Игоря Талькова», «Волшебная женщина», «Воздайте старости за немощную гордость» и др.
Что в этих стихах привлекает читателя? – Образы и поступки действующих лиц. В стихотворении «Сергею Есенину» поэт выражает свою любовь к Есенину до радости и боли. Трудно назвать поэта, который заслужил бы такую любовь, как Сергей Есенин.
По оценке А.М. Горького, Есенин – это не столько человек, сколько орган поэзии, созданный, чтобы воспеть чарующую красоту природу средней полосы России и особенно природу Рязанской губернии (Горький называл Есенина «изумительным рязанским поэтом»).
Стихотворение «Памяти Игоря Талькова» является реквиемом гибели близкого друга от руки злодея. Под этим стихотворением могла бы подписаться сама Анна Андреевна Ахматова.
Стихотворение «Волшебной женщине» созвучно «Незнакомке» (1908 г.) Александра Александровича Блока, а также его стихам из книги «О Прекрасной Даме» (1905 г.)
Стихотворение «Воздайте старости за немощную гордость» является панихидной песней по всем старым людям, уходящим в «мир иной».
Евгений Раевский – это чудо русской поэзии. И как о всяком чуде, о нём трудно писать. В чудо надо верить. Я верю в поэтическое чудо Евгения Раевского.
Василий ЯКУШЕВ, почётный член РМСП