ОтзывыМонография Е.С. Роговера«Больше чем поэт» Статьи и рецензии Поэтические посвящения, пародии, эпиграммы Отзывы читателей |
Певец классических сонетов
«С нами часто жестока судьба,
но в романсе сердечность людская.
Пусть романса святая мольба
о любви говорит не смолкая!»
Евгений Раевский
Совсем недавно вышел в свет уникальный лазерный диск «Романс о романсе» Евгения Раевского – высокохудожественное произведение, которое надо слушать при особом состоянии духа, забыв всё мелочное и суетное, где мелодии и любовная лирика, заключённая в сонеты, наполняют воображение слушателей романтикой высоких грёз и переживаний, заставляя учащённо биться сердца, и окрыляют сознание неповторимым вдохновением. Диск выпущен при содействии журнала «Русский джокер» и радио «Петербург». Эти романсы часто звучат в радиопередачах, где автором и ведущим является известный радиожурналист Георгий Гожев, не уступающий по своей значимости московской знаменитости – Виктору Татарскому, а в аннотации, приложенной к диску, даются краткие вехи творческого взлёта Евгения Раевского, где сказано, что он родился в семье преподавателя русского языка и литературы. Внук митрополита. Коренной петербуржец. Широко известный поэт, издатель и журналист. Автор шести поэтических книг. Генеральный директор Санкт-Петербургского отделения Российского издательства «Культура» Министерства культуры Российской Федерации. Вверенное Е.П. Раевскому издательство выпустило в свет целый ряд литературных сенсаций. Главный редактор элитного (русско-англоязычного) петербургского журнала «Русский джокер» и газеты Российского Межрегионального союза писателей Северо-Запада «Русь». Кавалер медали к 100-летию со дня рождения С.А. Есенина. Награждён другими правительственными наградами и Международным дипломом «За поддержку интеллигенции и предпринимательства». Академик. Вице-президент Фонда поддержки издательств России. Член благотворительного Фонда имени Сергея Есенина. Автор текстов популярных романсов и песен, исполняемых вокалистами Санкт-Петербурга и Москвы. Участник множества радио и телевизионных передач.
Делегат 3-го съезда писателей МСПС. Председатель Правления Российского Межрегионального союза писателей Северо-Запада. Член Общественного Совета Санкт-Петербурга. Читателям журнала «Петербург-классика» будет также интересно узнать краткую ремарку о родословной Евгения Раевского, ибо у многих возникает невольная мысль о том, уж не является ли он далёким потомком той милой семьи, о которой с нежностью и любовью писал Александр Сергеевич Пушкин: «…любимая моя надежда – увидеть опять полуденный берег и семейство Раевского». И в данном случае ответ будут положительный! А по другой ветви родословной были священнослужители. Так дед Павел Васильевич Раевский после окончания Петербургской Духовной академии, спустя годы дослужился до митрополита… Были среди предков и ученые мужи, крупные профессора, а вот потомок их родился поэтом, и это тоже дорогого стоит, и если бы Раевский жил во времена Пушкина, то они, возможно, называли друг друга «собратьями по перу». Но идут годы, меняются века, в мир планеты Земля входит третье тысячелетие, поэт Евгений Раевский не прерывает связь времён и своей поэзией доказывает, что настоящая, большая поэзия просто необходима тем, кто ценит в жизни культуру и искусство, для кого сонеты и романсы являются уникальной «отдушиной» в мире, где царят хаос и жестокость. И я уверен: именно то, что Евгений Раевский родился на берегах Невы, в одном из прекраснейших городов мира, где центр города наполнен флюидами высокой культуры, и послужило зарождению в нём поэтического начала, которое спустя годы обрело классическую форму и гармонию трепетной любви к большой поэзии. А разве мысли юного Раевского не были заполнены лирикой Фёдора Тютчева и Афанасия Фета, романсами Алябьева и чарующими мелодиями Чайковского и Шопена? Безусловно, и в этом нет сомнений, т. к. иначе из-под пера Евгения Раевского не рождались бы сонеты, и прекрасно, что и сегодня любовная лирика находит своих поклонников…
Так давайте «возвысимся, возвышая красоту…» и откроем сборники стихов Евгения Раевского, где уже названия книг говорят сами за себя: «ЛЮБОВЬ МОЯ – ВОЛШЕБНОЕ ДИТЯ» и «БЛАГОДАРЮ». Думаю, что, имея чуткую и легко ранимую душу, поэт вынес в заглавия слова, исполненные трепетной любви и сердечности, нежности и благодарности за то, что природа наградила его великим даром любить и быть любимым! И этот огонь священный он несёт достойно и с честью, озаряя своей любовью окружающий мир…
И вот из-под пера Раевского рождаются чувственные стихи, а имя им: СОНЕТЫ, где 14 строк вмещают в себя всю гамму любви, всю чарующую палитру человеческих переживаний в минуты сладострастия: в часы волнующих ожиданий, где встреча с любимой – это наивысшее блаженство в жизни. И что же здесь предосудительного, что? Когда в жестоком и грубом мире два пылких и любящих сердца нашли друг друга и стремятся слиться в едином и страстном порыве блаженства и неги! Зачем же мы будем осуждать эти светлые чувства. Разве мир не стоит на любви, разве не она владычица и жрица – Любовь рождала сонеты Вильяма Шекспира, строки Петрарки и Беранже, блистательную музыку стиха у Шиллера и Гёте, пронзительную любовную лирику Вийона и Омара Хайяма. И сегодня есть поэты, которые считают для себя великим благом, что они тоже способны рождать на свет трепетные и волнующие строки высокой поэзии:
Пей до последнего глотка
Сонетный свет из родника…
Хрустальный, чистый, прозрачный родник находится в сердце и в мыслях поэта…
Я вот думаю, что человек грубый, жестокий, эгоистичный не способен создать пленительные строки сонетов, а посему и так ясно как божий день, что их может сочинять только человек с красивой душой, и этим всё сказано, а посему слушаем далее строки любовной лирики Евгения Раевского:
…Искусственным я не был никогда –
Живое слово ярче от гонений.
Не умолчать любви, блаженств и чар,
Волшебного приюта в мире страстном,
В душе моей – простой и верный дар
Писать о вечном, добром и прекрасном.
Но тут я позволю себе не согласиться с поэтом только в одном, что его озарил не простой дар, а редкий дар – дар излагать свои чувства стихами! Ну, а если стихи легли на музыку, то они вдвойне волшебны, так как подобные стихи наполняют нас флюидами чувственных переживаний, где радость и боль, восторг и страдания, муки терзаний и властные порывы любви вмещаются в неистребимый мир Бога Эроса! И, уже попав в сети любви, мы не в силах оторваться от возвышающих стихов Евгения Раевского:
Я растворяюсь в воздухе лесном,
И ты, как воздух, прелесть для дыханья.
Груди твоей вдыхаю я плесканье
И губ цветенье вместе с полусном.
Я представляю, как после этих строк ощетинятся ханжи, как им станет не по себе, как их шокируют подобные чувственные строки, а как же у великого французского поэта Вийона: «Где плеч твоих изгиб лебяжий…» А посему, дорогой критик, будем вкушать, но не запретный плод, а плод любви и далее впитывать в себя воистину более целомудренную поэзию героя нашего повествования:
Стон сладкий твой – подобие молитвы,
Твоё впитал я сердце, мысли, ритмы…
О, пей меня, любимая, родная!
Так в золоте любовного дождя
Купалась несравненная Даная,
Летела в вечность, к счастью нисходя.
После подобных строк возникает горячее желание пойти в Эрмитаж и приобщиться к высоким материям духа, где искусство способно очистить людей от всего обыденного, а их души вознести до божественных высот большого искусства. А иных, напротив, красота ввергает в хаос психоза, и это тех, кто душой уродлив. Разве не вандал, не сумасшедший поднял свою варварскую руку на святая святых – на полотно великого Рембрандта и плеснул серной кислотой на чувственную и прекрасную Данаю…
Но, слава Богу, есть мастера способные возродить и оживить полотно Ван Рейна и, слава Богу, есть и поэты, способные воспевать женскую красоту:
Твои руки, как губы, а губы, как крылья,
Их скольженье по мне равносильно полёту…
Или:
К тебе, к тебе я шёл, как к алтарю…
Люблю тебя и вновь благодарю.
Но для чего пытаться полностью «поверять алгеброй гармонию», не лучше ли самому читателю, благосклонно относящемуся к любовной лирике, взять поэтические сборники Евгения Раевского и запоем читать строки его стихов, ибо лишь оглавление уже говорит о многом – вслушайтесь только в названия сонетов: «Радужный дуэт», «Хрустальный сад», «Любовь – вершина бытия», «Отведай ночи, выпей свет от звёзд!..», «Бабочка любви», «Ностальгия по любви», «Любовь моя – волшебное дитя», «Сонет женской груди». И так далее, где уже только эти волнующие названия уводят в мир волшебных грёз, в мир трепетной любви!
Хочу выразить слова восторга в адрес утончённых рисунков к стихам Раевского, где художественное оформление очень точно работает на сверхзадачу сюжетов стихотворных произведений поэта. Имя одарённого мастера кисти – Елена Сакс! Изысканность, хрупкость, витиеватость – вот не полный перечень слов, рождённых в момент ассоциативного мышления при созерцании художественных работ Елены Сакс. Филигранность изумительных виньеток явно украшает страницы любовной лирики. Хочу обратить внимание и на отдельные рисунки, предваряющие стихи Раевского. Взгляните на них, а затем, вчитываясь в сонеты, бросайте мимолётный взгляд на те рисунки, и вы поймёте, что они как нельзя к месту, несут в себе доминанту дополнительных эмоций и чувств, а это ли не сверхзадача художника-оформителя, который превращается невольно в соавтора той или иной книги…
Так давайте «возвысимся, возвышая красоту!», и откроем сборники стихов Евгения Раевского, где вы попадёте в мир изысканных чувств, волнующих грёз и в мир светлой любви, но это в том случае, если вы захотите подняться к сверкающим и прекрасным вершинам ВЫСОКОЙ ПОЭЗИИ!
Валерий РОМБОЛЬСКИЙ, член Союза журналистов России,
член Российского Межрегионального союза писателей