ОтзывыМонография Е.С. Роговера«Больше чем поэт» Статьи и рецензии Поэтические посвящения, пародии, эпиграммы Отзывы читателей |
«Вы говорили мне, что я – сама любовь»
ИЗ ДОСЬЕ «СПБУ»: Евгений Павлович Раевский, 48 лет, коренной петербуржец, директор Петербургского отделения государственного предприятия издательства «Культура». С 14 лет пишет стихи. Автор трёх книг: «Власть сонетам», «Я видел нечто светлое», «Любовь моя – волшебное дитя». Кандидат в мастера спорта по фехтованию. Убежден, что у самого талантливого поэта найдется не более 10 по-настоящему великих стихов.
Без трепета
Когда появилась та первая женщина, которая открыла, что слишком хороша для роли «адамова ребра»? Вряд ли кто-нибудь докопается до истины в этом вопросе. Однако именно тогда, с её появлением на свет, явились и все женские проблемы. Женщина стала потихоньку отвоёвывать у мужчины права и обязанности (мужчина охотно делился последними). Даже в вопросах любви эмансипированная особа взяла инициативу на себя. И если раньше мужчина «до рассвета бродил мимо окон» своей прекрасной дамы, то теперь она проводит бессонную ночь в раздумьях: «Мальчик мой, мой малыш, где же ты? Ты не спишь?»
Уверившись в своих силах, дамам захотелось было вернуться на прежние позиции. Да не тут-то было. Мужчины приняли «на ура» новый идеал, «Дусю-агрегат», и разучились видеть в женщине женщину.
А прекрасные дамы не переставали ждать алых парусов и своего рыцаря из прошлых времен, который нашёптывал бы им – хотя бы со сцены! – нежные, ласковые слова о любви. И он не замедлил появиться. На его концертах не остается свободных мест, поклонницы заваливают его цветами (а он считает, что лучший подарок для артиста – цветы: «Цветы не лгут, они – пророки, В них нет болтливости людей…»). В ответ на его стихи пишут пылкие поэтические послания «певцу Эллады».
Эпиграфом к своим стихам он взял цветаевское «…О, поэты, поэты! Единственные настоящие любовники женщин!» Но все своим творчеством поставил под сомнение другие её строки: «Есть на свете поважней дела страстных бурь и поисков любовных». Причина его сегодняшней популярности в том, что он не побоялся сделать заведомо проигрышную в наше суетное время ставку на… любовь. Ставка сыграла.
«Мои университеты»
Первой женщиной, которой Женя Раевский посвятил стихотворение, была учительница по литературе Г.В. Долгополова, в которую четырнадцатилетний пиит был отчаянно влюблён. Школьная страсть осталась безответной, однако талант Евгения был оценён по достоинству.
Несмотря на свою явную склонность к литературе, Женя почему-то не стал поступать на филологический факультет. Ещё учась в школе, он занимался в клубе юных историков при ЛГУ (кстати, вместе с М.Б. Пиотровским). Особенно увлекался археологией, ездил на раскопки и «с удовольствием копал старый каменный век». В том же знаменательном четырнадцатилетнем возрасте Женя получил первое место на городской олимпиаде по истории, за что его наградили путёвкой… в Сибирь. Но, к сожалению, на этом его карьера историка завершилась. По словам Евгения, он понял, что при такой работе от него ничего не зависит, и здесь он сам ничего не сможет открыть.
На самом деле, отсутствие высшего образования его не смущает. Единственно, он жалеет, что не удалось окончить Петербургскую Духовную семинарию. Женя – внук митрополита Павла Васильевича Раевского. Втайне от школьных наставников он пел в церковном хоре, участвовал в церемониях богослужения и носил под пионерским галстуком крестильный крестик. Дед был одним из лидеров «обновленцев», боровшихся, в частности, за равенство женщин и мужчин перед Богом в религиозных обрядах. Потомок митрополита разделяет его взгляды и считает, что женщина, дающая жизнь, не может считаться существом нечистым. Напротив, женщина – творение более возвышенное и прекрасное, по словам Евгения. Влияние идей «обновленцев» сказалось и на других взглядах поэта. Так, он убеждён: чтобы служить Богу, совсем не обязательно удаляться в монастырь, отказываться от нормальной семейной жизни и т. д. В миру человек может сделать гораздо больше.
Впрочем, Евгений собирателен в своих религиозных взглядах. Из различных религиозных направлений он выбирает те моменты, которые ему по душе. А иногда он вообще советует своим читателям:
На Бога уповай, но знай в том меру,
Ты сам есть бог, покуда ты живешь.
От власти Советов – к «Власти сонетам»
Первая запись в трудовой книжке Е. Раевского – ночная няня в детском саду. «Усатый нянь» написал немало забавных детских стихов, таких как «Старенькая Катя» (посвящено дочке Кате):
В садике гуляла маленькая Катя,
Вдруг сказала грустно, что гулять ей хватит,
Что уже устали маленькие ножки,
Целый час таскают тёплые сапожки.
Возразила Кате девочка другая:
«Разве ты устала, ты же молодая?»
Объяснила Катя: «Нет, я не устала,
Просто от хожденья старенькою стала».
Жизненное кредо Евгения – «служить бы рад, прислуживаться тошно» – толкало его по жизни из стороны в сторону. Кем он только ни работал, от слесаря-монтажника до грузчика. Но – всегда дорожил своей свободой. Потом в музыкальном ансамбле «Октава», где Женя был ударником, познакомился с композитором Александром Полецким, которому очень понравились его стихи. Появилось немало замечательных романсов, которые Женя и Саша вместе исполняют на концертах.
Женя печатался от случая к случаю в «Ленинградской правде», «Вечернем Ленинграде» и множестве многотиражных газет. В 1987 году вместе с другими поэтами создал ЛИТМО «Солнцеворот». В «Вечёрке» он некоторое время вёл юмористическую рубрику. Тогда на страницах газеты появлялись поучительные сентенции типа «Не храните деньги в банке! Стеклянная разобьется, а железная заржавеет» или «Почему вино до сих пор называют сухим, если оно стольким людям подмочило репутацию?». До собственной книжки никак не доходили руки. Первенец по имени «Власть сонетам» появился на свет при содействии издательства «Призма-15» лишь в 1992 году, когда Евгению было уже 44. Эта небольшая брошюрка, вышедшая тиражом всего 3000 экземпляров, не осталась незамеченной: по признанию книготорговцев, она была раскуплена в считанные недели. Более того, книжка распахнула перед Раевским многие неприступные двери. В министерстве культуры ему сразу предложили должность директора Санкт-Петербургского отделения издательства «Культура». Так, заняв, наконец, уютное служебное «кресло», Евгений обосновался в Шереметьевском дворце, в бывшей комнате Параши Жемчуговой, которая уже сама по себе вдохновляет на творчество.
«Безмолвствовать не вправе»
Став начальником, Евгений не перестал быть поэтом. Но в последние годы в его творчестве произошёл значительный перелом. Несколько лет назад он мог назвать себя поэтом-трибуном. Ему был близок Игорь Тальков. Памяти Игоря Женя посвятил полное горечи и гнева стихотворение:
(…) Опять осиротела Жизнь. И Русь,
Привыкшая к болезненным утратам,
Не знает, кто стал новым Геростратом,
О чьем разоблаченье я молюсь.
Прости, Поэт, несчастную страну,
Что выродки ведут к венцу позора,
Где даже Бог остался без призора,
Где песня и поэзия в плену.
Страна моя, взываю я к тебе.
Россия, защити своих поэтов –
Они – твоя ценнейшая примета,
Рожденная в страданьях и борьбе (…)
В 33 года Женя написал свою «Алую мистерию», стихотворение острое и очень смелое для 1981 года. Появлялись и другие гражданские стихи: «Отцам и дедам», «О революции» и т.п.
Но наступил момент, когда Женя осознал: в этой стихотворной борьбе нет смысла. Настоящая победа – за вечными ценностями, и это единственное, что нужно отстаивать, за что стоит бороться. Наше время – время противоречия материального и духовного, считает Евгений. Это даже не война, а постоянный бунт людей, которые стали бунтарями не по убеждениям, а по своему невежеству. И в этом хаосе невежества тонут вместе с истинными человеческими чувствами моральные и нравственные «маяки». По словам Раевского, любовь в нашем обществе превратилась в чувство на коммерческой основе, а брачный союз – в жалкое подобие семьи. И если уж говорить о возрождении России, то возрождать нужно прежде всего духовность, а значит, в первую очередь, умение любить.
«Я был просто повествователь, не лез в глубины души человеческой, – вспоминает Евгений. – Но года три назад я понял, что уже созрел для того, чтобы рассказать о любви – нравственном влечении двух душ и тел друг к другу. Нравственном, т.е. построенном не на расчёте».
В своих сонетах – а пишет Женя преимущественно сонеты: о любви приятнее всего «петь магией четырнадцати строк», вмещающих и юмор, и чувство, и мораль, – поэт провозглашает возвышенное отношение к женщине. «Я ею восхищаюсь, и осуждаю, и ревную, и корю, и даже ненавижу – но всё равно люблю и боготворю».
«Поётся мне в трехструнности трех чувств…»
Как рождаются стихи?
«Писать стихи – как какой-то наркоз. Часто ночью будто попадаю в какие-то немыслимые измерения и пишу. Потом – большая редакторская работа. Но бывает, что я специально допускаю в стихах «блохи», не совсем удачные слова. Просто потому, что хочется, чтобы появилось так, как явилось. И потом, к былым стихам, как и к былым возлюбленным, не возвращаются».
В 1993 году в соавторстве с Михаилом Князевым Евгений выпустил книжку «Я видел нечто светлое». А совсем недавно появилась третья книга Е. Раевского «Любовь моя – волшебное дитя» (она выдвинута на соискание премии «Северная Пальмира»).
P.S.
Тем, кого заинтересовало творчество поэта, спешу сообщить, что он занят подготовкой новой книги с предполагаемым названием «Женщинам, кошкам и собакам». На мой недоумевающий взгляд Раевский ответил: «А что? Животные, как и женщины, – чуткие, добрые и преданные существа. Я сам по натуре – кот».
Марина ПОЛУБАРЬЕВА