ОтзывыМонография Е.С. Роговера«Больше чем поэт» Статьи и рецензии Поэтические посвящения, пародии, эпиграммы Отзывы читателей |
Романс возвращается (фрагмент главы из книги)
В этой главе о возрождении русского романса я не могу, не имею права обойти имя истинного подвижника популяризатора, общественного деятеля, одного из активистов современной российской культуры, много сил отдающего работе по сохранению преемственности традиций этого пленительного жанра в новой России – петербургского поэта Евгения Павловича Раевского.
Для Раевского участие в историческом процессе возрождения романса не является данью моде. Евгений Павлович – автор стихов. Не текстов к музыке, написанных к очередному романсовому концерту, а именно стихов. Сама поэзия Раевского, как отмечает литературовед, доктор наук, член Союза писателей Ефим Роговер, представляет собой «нечасто встречающееся в наше время романтическое творчество». И я скажу – не только романтическое, а на редкость музыкальное. Дабы не быть голословным, предлагаю почитать первые попавшиеся мне его стихи. Вот послушайте:
Струи трепета, звуки лучистые
В доброте и изяществе пения
Собираю из воздуха чистого,
Из твоей красоты вне сравнения.
Окрыляюсь, влетаю в фантазию,
Обнажён до души, до сердечности,
Вьюсь у губ твоих нежностью, вечностью
Без улыбки твоей в чистой фразе я.
Нет во мне ни на миг отрешения,
Вне любви не пою, не блаженствую
И гармонию как приношение
Посвящаю возлюбленной женщине.
Вам не кажется, что его стихи дождались своего часа?
И здесь я должен сказать, что ещё до того, как Евгений Павлович организовал первые концерты, посвященные исключительно романсу, судьба свела его с удивительным, к сожалению, ныне покойным, композитором Андреем Куличенко, автором целого ряда произведений духовной музыки, написанной по заказу Ватикана. Им был записан диск из 32 произведений, совершенно неповторимых по звучанию. Современный романс «Сонет женской груди» на стихи Евгения Павловича Раевского – одно из произведений упомянутого альбома, уносящих слушателей в иное, сказочное измерение, в другую, прекрасную и возвышенную эпоху.
А ещё некоторое время спустя опять же Судьба, сводит Евгения Павловича с талантливым композитором, главным дирижёром Санкт-Петербургского театра «Мюзик-Холл» Валерием Минкиным. По убеждению Валерия Ивановича Минкина именно СЛОВО является первоосновой романса. И это верно. Надо только «услышать» музыку, заложенную в стихах. Именно потому, что композитор «услышал» музыку в стихах Раевского, был создан в буквальном смысле слова на одном дыхании романс «Увидимся во сне», премьера которого состоялась на первом «Празднике романса» «Петербургская осень» 22 октября 1998 года в Большом концертном зале «Октябрьский» в Санкт-Петербурге. Это очень светлый, добрый и, что не часто случается, запоминающийся романс. И не случайно он стал лауреатом первого Всероссийского конкурса «Весна романса», и теперь уже вошёл в классику жанра.
«Праздник романса» помог раскрыться композиторскому дару В. Минкина, а первый успех, связанный со стихами Раевского, придал ему силы.
Не могу не отметить, что и ещё один человек сыграл положительную роль в становлении Валерия Минкина как композитора. Это прекрасный певец, обладающий уникальным баритоном, Виталий Псарёв.
Ну, а всё доброе не остаётся без внимания. И уже представитель молодого поколения петербургских исполнителей, кстати, обладатель Гран-при конкурса «Весна романса» Сергей Зыков подхватил своеобразную эстафету и исполняет романс в самых различных концертах.
Подобное «созвучие» поэта и композитора – редкая удача. И всё же поэтическую судьбу Евгения Раевского в романсе можно смело назвать счастливой. Только в рамках проекта «Весна романса» с 1998 года прозвучало семь произведений на стихи Раевского в исполнении таких ярких звёзд эстрады, как Виталий Псарёв, Михаил Луконин, Нина Мещанинова, Наталья Сорокина, Виталий Коротаев, Ольга Питериш, Сергей Зыков. Трижды произведения Евгения Раевского были удостоены дипломов лауреата конкурса. Да вы и сами оцените, услышав хотя бы названия романсов, говорящих самих за себя. Вот они: «Увидимся во сне» (музыка В. Минкина), «Ностальгия по любви» (музыка М. Мокиенко), «Под созвездием Девы» (музыка А. Полецкого), «Приношение женщине» (музыка В. Минкина), «Метель» (музыка Г. Свиридова), «Ночи слагают элегии нам» (музыка А. Куличенко), «Благодарю» (музыка М. Луконина), «Блюзовый сонет» (музыка В. Минкина.).
Прав литературный критик Геннадий Муриков, отметивший, что поэзия Евгения Раевского – это высокая любовная лирика, что в свою очередь её глубоко роднит с жанром Романса, воспевающим тончайшие движения человеческой души.
Важно и то, что вклад Е. Раевского в дело возрождения русского романса носит всесторонний характер, не ограничивается собственно авторством текстов к произведениям. Евгений Раевский – участник и ведущий многих романсовых концертов, в том числе и организованных агентством «Русская музыка». Он принял непосредственное участие в организации незабываемого по своей камерной, уютной, истинно романсовой атмосфере концерта-спектакля «Вечер русского романса», прошедшего 3 апреля 1999 года, в Государственном Санкт-Петербургском драматическом театре «Комедианты». Кроме Е. Раевского, выступившего в роли ведущего, в спектакле приняли участие Галина Ковзель, Нина Мещанинова, Сергей Рыбин. Зрителям особенно запомнились по-своему неповторимые спектакли с участием известной певицы Натальи Сорокиной и Евгения Раевского в Театре Эстрады им. А.И. Райкина, во дворце Кшесинской и других прославленных сценических площадках Санкт-Петербурга.
Дважды в 2001 году на сцене Театра Эстрады состоялся спектакль «Мечта о Белой цыганке», в котором звучали стихи Евгения Раевского. Ключевой темой спектакля-фантазии «Две розы» звучит высокая музыка Георгия Свиридова из оратории «Пушкинский венец», более известной широкому слушателю по кинофильму «Метель», слова к которой написал Е. Раевский.
Есть необходимость отметить концерт-презентацию альбома «Былые напевы» обладательницы редкого по красоте тембра и широких вокальных возможностей певицы Ольги Питериш, состоявшуюся в Доме композиторов, на которую Евгений Павлович был приглашён в качестве специального гостя.
Вместе с композитором, народным артистом СССР Андреем Павловичем Петровым, певицей, Золотым голосом Ленинградской консерватории, народной артисткой России Рубиной Калантарян, народным артистом России Станиславом Горковенко, заслуженным деятелем искусств России Георгием Портновым и другими мастерами российской культуры Е. Раевский был в составе жюри конкурса «Весна романса» 2003 года, а также конкурса на лучшую песню о Петербурге «Мы – Петержбурцы!», приуроченного к 300-летию Северной Пальмиры. Конкурс «Мы – Петержбурцы!» выявил целый ряд самобытных авторов современной песни. Достаточно сказать, что на гала-концерте в «Октябрьском» 20 апреля 2003 года прозвучало сорок (!) лучших песен.
Как бывший музыкант и руководитель нескольких ВИА, хорошо известный в эстрадных кругах, артист Ленконцерта, лауреат Всесоюзного и Всероссийского конкурсов, обладатель диплома 1 степени Фестиваля, посвященного 50-летию образования СССР, Евгений Павлович пригласил к участию в проекте «Весна романса» таких замечательных вокалистов, мастеров исполнительского искусства, как Эдуард Хиль, Альберт Асадуллин, Елена Веровая, Виталий Коротаев и других. По просьбе руководства проекта «Весна романса» Евгений Павлович осуществлял литературное редактирование текстов многих программных произведений. В таком жанре как романс, слово заслуживает никак не меньшего внимания, чем музыка.
Будучи директором Санкт-Петербургского отделения государственного издательства «Культура» Министерства культуры Российской Федерации, Е. Раевский освещал знаковые события из жизни русского Романса в четырёх печатных изданиях, где он является главным редактором. Это газета «Романс о романсе», общероссийская писательская газета «Русь», полноцветный глянцевый журнал индустрии развлечений «Русский Джокер» и официальное издание академии Русской словесности и изящных искусств им. Г.Р. Державина журнал «Золотое слово».
Как вы уже догадались, газета «Романс о романсе» была создана по одноимённой радиопередаче филофониста, собирателя музыкальных записей Георгия Гожева. Г. Гожевым и Е. Раевским был записан и пущен в эфир целый цикл передач, посвященных романсу и его приверженцам. Именно для этой передачи Евгений Павлович написал сонет, который так и называется:
РОМАНС О РОМАНСЕ
Я романс о романсе пою,
Словно искренность светлого мира,
Я в романсах любовь познаю,
Лишь в романсе живёт моя лира.
Сколько в нём драгоценных минут,
Пылких чувств и бессмертных преданий,
И поныне в легендах живут
Звуки милых любовных признаний.
С нами часто жестока Судьба,
Но в романсе сердечность людская,
Пусть романса святая мольба
О любви говорит не смолкая.
Да услышит мир тайну мою:
Я романс о романсе пою.
Наконец, именно Раевский учредил почётные звания «Мисс Романс» и «Мистер Романс», присуждаемые не только блестящим вокалистам, но всем служителям прекрасного жанра: поэтам, композиторам, музыкантам, коллекционерам.
На этом, я бы сказал, новом витке развития русского романса у Евгения Раевского было много неожиданных встреч и счастливых обретений. Он не раз становился свидетелем «обыкновенного чуда», которое, как известно, не случается по заказу. Так, буквально за одну ночь из-под его пера народился на свет романс «Увидимся во сне».
Так произошло знакомство с ведущей актрисой театра «Комедианты», заслуженной артисткой России Ниной Мещаниновой, начавшееся с того, что автор случайно услышал по радио романс «Ностальгия по любви», написанный на его стихи. Кстати, как я уже говорил, это произведение Евгения Павловича вошло в спектакль-концерт «Петербургский романс» в исполнении Н. Мещаниновой, периодически появляющейся на театральных афишах не только нашего города, но и за рубежом. В программе звучат романсы на стихи поэтов Серебряного века, песни на стихи И. Бродского, Б. Окуджавы, популярные бардовские песни.
Известный исполнитель романса Эдуард Боксер назвал стихотворение Раевского «На мне Господня седина…» «своим», словно бы написанным для него. К сожалению, записать романс Эдуард не успел.
Геннадий МУРАШЕВ, Заслуженный работник культуры РФ,
академик АРСИИ им. Г. Р. Державина