ОтзывыМонография Е.С. Роговера«Больше чем поэт» Статьи и рецензии Поэтические посвящения, пародии, эпиграммы Отзывы читателей |
Удивительная поэзия рядом,
или «Да простят меня знатоки!»
О том, что композитор Валерий Минкин увидел в стихах Евгения Раевского «Давай с тобой увидимся во сне» необыкновенную музыкальность и создал романс, я знал. И вот ко мне в руки попадает книжечка тех самых стихов Е. Раевского. Я раскрыл ее. Прочитал удивительную рецензию Сергея Скаченкова. Стал читать стихотворения. Одно, другое, третье. И чем дальше, тем интереснее.
Не знаю, может быть, так устроен человек: с годами в нем чаще проявляется романтизм, нежность в отношениях с женщиной. Может быть. Не стану спорить. Меня привлекло не только это. И не только высочайшая нравственность. Меня привлекла именно музыкальность стихов. В отличие от О. Мандельштама, А. Блока, М. Цветаевой, (уж простите меня, знатоки!), стихи Е. Раевского удивительно музыкальны. Слово за словом, одно как бы вытекает из другого. Причем, не случайно, а логично, умно, по делу.
85 лет мы утверждали, что поэма Блока «Двенадцать» – великая, революционная, зовущая. К тому же сам Блок, написав ее, произнес: «Сегодня – я гений». Не знаю, что в ней гениального, но даже Пушкин, сотворив действительно великое произведение «Борис Годунов», позволил о себе высказаться несколько скромнее: «Ай да Пушкин! Ай да сукин сын!».
Ну скажите, что гениального в этих стихах:
Вот так Ванька – он плечист!
Вот так Ванька – он речист!
Катьку-дуру обнимает,
Заговаривает…
(Александр Блок. Избранное. Киев.
Изд-во детской литературы. 1974, с.160)
Что в них музыкального? Зовущего? Агитирующего?
А вот стихи Марины Цветаевой:
Ты озорство прикончи
Да засвети свечу,
Чтобы с тобой нонче
Не было – как хочу.
(Марина Цветаева. Избранные произведения.
Минск. «Мастакская литература». 1984, с.31)
Вы что-нибудь поняли из этого рифмованного набора слов?
Наконец, возьмем стихи Мандельштама, которого современные демократы намерены вставить в школьные учебники.
В самом себе, как змей, таясь,
Вокруг себя, как плющ, виясь,
Я подымаюсь над собою, –
Себя хочу, к себе лечу,
Крылами темными плещу,
Расширенными над водою.
(Осип Мандельштам. Стихотворения. Переводы.
Очерки. Статьи. Тбилиси. «Мерани». 1990, с.55–56)
Не стану больше задавать вопрос, поняли ли вы что-нибудь из прочитанного. Давайте откроем наугад книгу Евгения Павловича Раевского «Увидимся во сне» и прочитаем ну хотя бы вот это стихотворение:
Твои руки как губы, а губы как крылья,
Их скольженье по мне равносильно полету.
Через миг растворюсь я в родных изобильях,
Красоты обнаженной вдыхая щедроты.
(Евгений Раевский. Увидимся во сне (Светлые стихи).
Изд. группа «Прогресс», издательство «Культура».
Санкт-Петербург. 1999, с.38)
Давайте полистаем еще. На странице 3 читаем:
Чего добьюсь я ревностью своей?
Вдруг буду я не прав, смешон и дик.
Не станет мне в сомненьях веселей,
В любви своей я более велик.
А вот стихотворение «Увидимся во сне»:
«Давай с тобой увидимся во сне», –
Твои мне шепчут губы на прощанье,
И я, как откровенье в тишине,
Пишу тебе Любовью обещанье…
Неведомы мне лучшие слова,
Что с нежностью дарю тебе и плачу,
Кружится от желаний голова,
О, сплю ли я иль сон свой в ласки прячу?
(Там же, с.99)
Ну и еще:
Дай руку мне, молчи – слова здесь не нужны,
За радугами песнь небесной силы.
Две радуги, как мы, доверчиво нежны,
Нас солнце о прекрасном известило.
(Там же, с.103)
Обратили внимание, какая нежность, музыкальность, какая нравственность. И это в наше время! Когда с благословения Министерства культуры со сцен центральных театров России раздаются стихи в исполнении сексуально озабоченной героини Лолиты:
Если надо, надо, надо, надоело,
Двигай, двигай, двигай, двигай тело.
Ты на большой машине катишь на юга,
Туда, где не был никогда,
туда, где не найдут,
Да ты и вправду крут.
(Лучшие песни. Хиты. Москва-Йошкар-Ола. 2001, с.30)
Эти стихи, если их можно назвать стихами, сотворили И. Богомазов и С. Суровенко. Музыку написала Т. Хаоса (он или она, не знаю). И опубликованы в прекрасно исполненном сборничке в Москве–Йошкар-Оле в 2001 году. Я думаю, комментировать их нет нужды. А вот на фоне этих стихов я просто настаиваю еще почитать стихи Е. Раевского:
Воцарилась листвы акварель
На весенней уютности неба,
Ощутимую нежную небыль
Отсвирелил проказник-апрель.
Пусть от радости плачут березы
Под поющий восторг птичьих стай.
Рукоделье весны – чуткий май –
Утирает с ресниц моих слезы.
(Евгений Раевский. Тем, кто меня не любил.
При содействии издательства «Культура».
Санкт-Петербург. 1998, с.35)
Как все-таки здорово, если рядом с тобой добрый, красивый душой человек Евгений Раевский, который видит мир так, как и должен видеть поэт, и помогает ощутить его во всей красе, вызывает восторг, желание жить и… любить.
Академик ПАНИ, историк Геннадий МУРАШЕВ