ОтзывыМонография Е.С. Роговера«Больше чем поэт» Статьи и рецензии Поэтические посвящения, пародии, эпиграммы Отзывы читателей |
О самом главном – о любви
Поэт Евгений Раевский на своей книге стихов «Любовь моя – волшебное дитя», которую он мне подарил под сводами Фонтанного дома в Петербурге, оставил автограф: «Геннадию. От автора. Любви и света. Евгений Раевский». Как видите, надпись эта сдержанна и лаконична. Тем она и дорога для меня. Таковы и его стихи, наполненные любовью и светом поэтической души. Именно душа человеческая, её глубинные порывы и взлеты, потаенная страсть, её страдания и муки – вот то главное, стержневое, характеризующее поэзию Е. Раевского.
Собственно говоря, я здесь не делаю никакого открытия – все поэты Богом избранные, только и делают, что исследуют Душу Человеческую. Она необъятна и загадочна, как мироздание, а если говорить шире – даже как запредельная ирреальность, зримо запечатленная в редких по красоте и художественному качеству, утонченных художественных образах.
Внемлите прелести раздумий
О мимолетности волшебств.
Все грёзы – пчёлы, сердце – улей
Для сверхзагадочных существ.
• • • • • • • • • • • • • • • • • • • • • • •
Пусть время, душу обезболив,
Вас унесёт к мирам Добра.
На всё есть в жизни Божья воля,
Пока душа не умерла.
Как видим из цитированных строк, сказано и вдохновенно и мудро. И вот что еще характерно: под стихотворением стоит дата – 1995 год. Это новые стихи, созданные зрелым художником, давно познавшем, так сказать, искус слова. И здесь мне хочется напомнить читателю: поэт Евгений Раевский, работая над стихами, всегда преисполнен сокровенным чувством меры. Его образы свежи и неожиданны. Они наделены особой пластикой, оригинальной архитектоникой, отчасти напоминающей нам поэзию молодого Батюшкова, и даже переносят наше восприятие в более ранний период русской словесности. Так, в «Скучном сонете» читаем:
Бескрылый подлинник печали,
Зачем я тронул чуждый мир?
Спасибо Вам, Вы отмечали
Достойный возглас нежных лир.
Откровенно говоря, мне по душе еще и то, что Раевский свободно владеет жесткой формой сонета, где потаенная философская сущность, почти неосязаемая при первом прочтении, впоследствии, когда стихи перечитываются, является перед нами ничем иным как метафорой, заключающей в себе живой, вечно обновляющийся мир природы:
Возвысься, возвышая красоту
И подлинно прекрасное величье.
Лишь искренность в торжественном обличье
На должную ведет нас высоту.
«Возвысься, возвышая красоту» – это, если хотите, воспринимается мной, как некий камертон поэзии Евгений Раевского, как его подлинное творческое кредо. Недаром эту сроку читатель прочтет ещё раз, закрывая его поэтический сборник. Она помещена на последней странице обложки.
И ещё: автор искренне заверяет нас следующим откровением, раскрытом перед нами в одном из лучших стихотворений книги «Назовите меня по имени». Он пишет: «И звучу, как звучат соловьи». Конечно, нельзя понимать в буквальном смысле, мол, автор сравнивает свой дар певца с чудесным соловьиным пением. Нет, это не кичливость, а тем паче не горделивое высокомерие, а скорее всего, поиск духовного ориентира, на который можно равняться, создавая стихи и песни. Поэту хочется достичь гармонии и совершенства в своём ремесле, наполнить его ясным смыслом и глубоким чувством сопереживания с окружающим миром. Но не только с ним. В его стихах на фоне того или иного пейзажа всегда раскрывается человеческая драма, происходит столкновение характеров и человеческих судеб. И конечно, отнюдь не случайно, ибо поэтические произведения обретают в высшем смысле подлинную художественную ценность. По известному завету А.С. Пушкина: «И только сам ты сможешь оценить свой труд» – поэт Раевский запечатлел эту философскую константу в стихотворении «О слепой любви»:
Пускай тебя подвергнут остракизму,
Измучит безысходность бытия,
Пусть смехом унижают не тая,
Ты не спеши по чувствам править тризну.
Как видим, поэт полон надежд и ожиданий. Он весь в целеустремленном поиске: «Ты не спеши по чувствам править тризну». Он жаждет новых открытий, как в самом себе, так и в быстро меняющейся действительности, детерминированной так называемыми «рыночными» отношениями. Воистину в нынешней экономической ситуации подлинный художник может быть незамечен, недооценен, а то и просто отвергнут современной читающей публикой, вкусы которой, к сожалению, оставляют желать лучшего. Вот поэтому мне думается, что читатель у Е. Раевского – особый, воспринимающий стихи утончённые, очень личностные. Его поэзия уникальна ещё и тем, что она одухотворена неповторимой языковой стихией, передающей нам непостижимую тайну русской души, её высокое благородство и жертвенность. Её стойкость и кристальную чистоту, которой наделён его лирический герой, чьи сокровенные помыслы устремлены к высшему идеалу – бескорыстному служению своему Отечеству, горячо им любимой России. Эти мотивы запечатлены в таких стихотворениях, как «Сергею Есенину», «Памяти Игоря Талькова», «Свой я в доску, не залётный».
Е. Раевский – поэт тонкой духовной структуры, возможно, не всеми ещё понятый, но мне верится, что он уже обрёл своего читателя. Его искусство нельзя не заметить – оно уже блистает многочисленными гранями его поэтического таланта.
Геннадий МОРОЗОВ, член Союза писателей России,
лауреат литературных журнальных премий