ОтзывыМонография Е.С. Роговера«Больше чем поэт» Статьи и рецензии Поэтические посвящения, пародии, эпиграммы Отзывы читателей |
«Нет весны на улице? – Напишу весну!..»
(о книге Евгения Раевского «Благодарю»)
Если, скажем, принять за точку отсчета то, что поэзия – древо, то ветвь творчества Евгения Раевского на этом древе качается, лиственеет и плодоносит рядом с ветвями таких поэтов, как Дмитрий Веневитинов, Максимилиан Волошин, Валерий Брюсов, Игорь Северянин, Всеволод Рождественский и Владимир Соколов. Думается, что ни Дмитрий Веневитинов, ни Игорь Северянин, как и мы, современные читатели, не прошли бы мимо таких изысканно-емких строк Раевского:
«Отведай ночи, выпей свет от звезд,
Ладони опусти в мерцанье мира…»
«Сад под хрусталистой тканью
Облачается в кокетство.
Росы-утренницы манят
Дивной капельностъю в детство…»
Причудливые словесные кружева, эффектные неологизмы, яркая и сочная изобразительная палитра, густой культурный слой, тяга и к античности, и к современности одновременно, – вот далеко не полный перечень того, что удивляет и подкупает Меня как читателя в творчестве этого поэта с декабристской фамилией.
Мне, безусловно, импонирует в творчестве Раевского ощущение слова на вкус, цвет и запах. Его стихи – не вымученное рукоделие, они – живые, и нередко удивляет почти языческое, ликующее неистовство наполнения строф плотной поэтической, живописной информацией, когда любое слово можно почти физически потрогать руками, подержать на ладони, ощущая сопротивление материала:
«Неискренний вокал вечерней птицы,
Назойливы объятья духоты,
В безветрие вонзаются цветы
И просят у прохожею напиться…»
Или:
«Парадный облик утра и мороза.
Пушистым взрывом парк вспорхнул и замер…»
Да, автор, несомненно, – чувствователь русскою языка.
Наш с вами современник Евгений Раевский, поэт, что называется, до мозга костей «питерский», находит новые, порой неожиданные краски, чтобы подчеркнуть русско-античную единственность нашего города:
«Солнце светом тучи рвало,
Золотило наши лица,
Красотой одолевало
Лики Северной Столицы.
Вспетербуржилось сознанье
От лучистого удара…»
Отмечая незаурядную мастеровитость поэта, его музыкальность, умение находить верные звуковые аранжировки тех или иных произведений, нельзя не заметить склонности автора к философским обобщениям, к задушевной подкупающей откровенности:
«Свет пишет медленно душа –
Весь мир рождался не спеша…»
«Не лгать – вот счастье!
Верить в чудеса…»
«Ты знаешь, в чем моя беда?
Я не любим, как сам умею…»
В своих философских стихах Е. Раевский не ограничивается созерцательно-потребительской позицией, его муза обличительна, бичующа:
«Наивнице-России не к лицу
Бездушье иностранных обновлений.
Мы золотому молимся тельцу,
Вкусив плоды своей российской лени…»
«Чтоб русский голос в книгах не умолк,
Пишите свет – звучание добра…»
Явный приверженец и классического и вольного сонета, Евгений Раевский никогда не забывает о том, что краткость – сестра таланта, и дарит нам, читателям, то любопытнейшие четверостишья, а то и вовсе нерифмованные двустишья:
«Поэзия – всевидящая страсть,
бесстрастно не напишешь совершенства».
И душа, и сердце поэта отданы весне: и для предвесенья, и для вешних дней автор припас своеобычные, не заемные, убедительные краски:
«Весенят искрострельности в глазах…»
«Здесь светом нас опутала краса,
Весна соединила в ожиданье…»
Или:
«Облюбован радугой наш дуэт с мечтаньем.
Поздравляю, милая, с весносочетаньем!»
Прочти, дорогой читатель, эту книгу, и ты откроешь для себя еще много ярких, красивых, зовущих к теплу и свету строф и строк.
Сергей МАКАРОВ, поэт, академик ПАНИ,
кавалер юбилейной медали им. С.А. Есенина