ОтзывыМонография Е.С. Роговера«Больше чем поэт» Статьи и рецензии Поэтические посвящения, пародии, эпиграммы Отзывы читателей |
Колдовские cтроки
Истинный поэт, непохожий ни на кого-либо из пишущей братии, признание получает, как правило, долго и мучительно, порой, увы, после собственной кончины. Поэтому, не дожидаясь крайностей, поэты начали говорить о стихах друг друга: в книгах, подборках журналах, альманахах и газетах, ибо любому пишущему как воздух необходима обратная связь, то есть мнение любителей и ценителей поэзии.
Читаю новую книгу стихов, романсов и афоризмов Евгения Раевского, который назвал ее кратко и ёмко – «Благодарю». Год от года автору все более присуща виртуозная игра строк, безукоризненное владение техникой стихосложения. Пишет Раевский раскованно, молодо, с удовольствием:
«Грезы-звезды, звезды-грезы,
Колдовская бирюза,
Слезы-думы, думы-слезы
Застилают мне глаза».
Вспоминаются несколько похожие по духу строки Сергея Городецкого:
«Зелены крутые склоны,
Крутосклоны зелены!»
Красивая, достойная перекличка двух поэтов, проживающих в разных отрезках времени! Зоркий глаз художника очеловечивает природу, даже лист осенний в строках поэта уподоблен человеку:
«За окном лист клена рыжий
Бьется грудью о стекло…»
Поэту не чужды и космические образы, но и Вселенная у него – не однородный монолит, а отзывчивая величина:
«Бесконечность блестит, отражаясь на звёздах,
Рассыпаясь на отклики света в тумане…»
ОТКЛИКИ СВЕТА – так мог написать только высокоодаренный поэт, каким, я уверен, является Евгений Раевский, для которого все происходит от Любви с большой буквы:
«В Любовь бросаюсь без опаски,
Как мотылек в огонь костра».
Задавая вопрос и себе и читателям «Что есть слова без мысли и пера?», поэт без обиняков отвечает: «Мир был бы глух без святости стиха, Без истины, страданья и греха». Да, мир вокруг нас многогранен, со своими святостями и грехами, страстями и покаянием…
Искренность, честность, неоспоримая связь божественного и человеческого, космического и земного вдохновляет поэта на философское осмысление этой вечной и животрепещущей темы:
«Взаимосвязь лучей небесных
И нас, летящих меж лучей,
Оставит след в легендах честных
Для каждых искренних очей…»
Правда, в процитированном фрагменте стихотворения «Сказочный сон» присутствует досадная неточность: не «меж лучей», а «меж лучами», но это легко поправимо, а вообще-то стихотворение даже напоминает современное толкование какого-то древнего наскального рисунка…
Обращает на себя внимание стремление автора писать не шаблонно, а своеобычно, даже несколько усложненно, но ведь он доверяет своему читателю и не считает его, читателя, глупее себя, поэта:
«Пергаментность листвы обертывала сад…»
В таком стихотворении, конечно же, Раевский не может сказать о листве просто: «зеленая», мол, листва; у него – «солистия зеленые», тепло – не просто тепло, а «истерика тепла», потому-то и обряд не просто обряд, а «хмельной»…
Не буду подробно говорить о венке вольных сонетов и о романсах – это, как говорится, особая статья и заслуживает отдельной рецензии. Но не могу не отметить цикла афоризмов, одностиший и нерифмованных двустиший. Афоризмы говорят о большом творческом потенциале поэта, настраивают читателя на вдумчивое осмысление жизни и превратностей судьбы. Например: «Цветы не лгут, они – пророки, в них нет болтливости людей», «Две чистоты, нашедшие друг друга сияют вместе новой чистотой», «Дарить прекрасно, а любить – быть одаренным без подарка», «Алмаз без света не алмаз, ну кто его во тьме увидит», «Не созерцай как властелин, а созерцай как созидатель», «Не истину ищите, ищите Любовь», «Зависть это слабость».
Поэт идет по жизни созидателем, идет и видит жизнь ярко, размашисто:
«Ночные окна – пестрые цветы,
Подобья бабочек, застывших пред глазами…»
Думаю, что Евгений Раевский пишет стихи и душой, и сердцем, и любовью, и живописной фантазией, неоднократно переделывая те или иные строки. О таких коллегах-трудягах петрозаводский поэт Борис Шмидт как-то сказал:
«Он двадцать раз перегорал над строчкой,
Чтоб в двадцать первый – зажигать сердца!»
Мы все живем от зимы до зимы, от весны до весны, от лета до лета и от осени до осени, и каждое время года прекрасно и неповторимо по-своему, но весне, скажем, мы более рады, чем зиме, а чуткое сердце поэта не может не уловить такие душевные тонкости природы человеческой. И я хочу закончить этот небольшой отзыв на новую книгу своего товарища по перу его строками:
Написал я в мороз теплом
На снегу колдовские строки,
В настоящем ли я, в былом –
От любви все мои истоки.
Растопило сиянье снег
От добра, от огня, от слова.
Здесь признанье мое ночлег
До утра обрести готово…
Выйдешь ты утром ранним в сад,
Улыбнешься лучам словесным.
Взгляд твой будет признанью рад,
Сквозь мороз в полыханье вешнем…
Лучше вряд ли и скажешь!
Поэт Сергей МАКАРОВ