ОтзывыМонография Е.С. Роговера«Больше чем поэт» Статьи и рецензии Поэтические посвящения, пародии, эпиграммы Отзывы читателей |
Магия четырнадцати строк
Вышла в свет новая книга стихов Евгения Раевского «Любовь моя – волшебное дитя». Автор уже известен своими первыми книгами, получившими благожелательный отклик читающей публики и нашей печати.
Как и прежде, основной жанр поэта – сонет. Как известно, сонет – одна из самых древних и изощрённых форм стиха. Не многие современные поэты могут похвастаться достижениями в этой области. Евгений Раевский – может.
Конечно же, в новой книге не только сонеты, а и миниатюры, экспромты (как правило, в четыре строки), шестнадцатистрочные стихотворения… Но, повторюсь, главный жанр – сонеты.
Сама эта форма предполагает сжатость, афористичность, философскую глубину. И сразу же надо сказать, что всё это есть в новой книге талантливого, яркого поэта.
Книгу предваряет предисловие моего славного однофамильца, известного поэта-песенника Эдуарда Кузнецова. Он оценивает стихи Евгения Раевского самым высшим баллом. Есть и выразительная выдержка из газеты «Час Пик» (№ 28 от 8 февраля 1995 года): «Евгений Раевский давно зарекомендовал себя интересным поэтом, пишущим без намеренных изысков и вывертов, называемых чудными словечками с префиксом ”пост”. Его поэзия глубоко традиционна: в сонетах чувствуются плечи гигантов русской и европейской поэзии, на которых он стоит не шатаясь».
Очень емкие и справедливые слова!
Есть в предисловии и слова самого автора – Евгения Раевского: «Говорят, что поэты – проводники господни, им доступно нечто большее, чем другим людям. Для поэтов не существует понятий в расстоянии и во времени. Главное, что в настоящем поэте ощущение этого чувства граничит с вечностью…».
И, конечно же, Евгений Раевский, как мы увидим даже из моего краткого обозрения этой книги, поэт из настоящих!
Я говорил об афористичности как одном из главных достоинств поэзии. Посмотрим, как умеет быть мастером в этом деле Евгений Раевский. Вот только три примера.
Не я, а прошлое в Вас зыбко,
Зачем же Вам моя улыбка…
Поневоле задумаешься.
Или:
На всё есть в Жизни Божья воля,
Пока душа не умерла.
Или ещё:
Перо – весло, но сколько же грести,
Чтоб голос на мгновенье обрести…
И опять – задумаешься. Собственно, для этого и существуют афоризмы.
Таких строк в книге множество. Они – словно золотые россыпи… Похвально!
Поэтическая культура автора такова, что он не может обходиться без выразительных эпиграфов. И это отнюдь не «литературщина», а именно – культура. Один из эпиграфов я приведу, ибо он не часто встречается в «поэтическом обиходе». Вот: «Слёзы – это кровь души». (Г. Сенкевич) Вдумайтесь!
И в этом сонете Евгений Раевский как бы отзывается:
Слеза мужская – сильная слеза.
И редок стал певец, слезой поющий,
Душа к тебе стремилась сквозь глаза
Великой чистотой моей и чувством.
Такие стихи, как думаю я, в комментариях не нуждаются.
Очень метафорически звучат многие строки книги. Например, «Глаза – два Спаса-на-Любви». Таких строк множество, и это тоже радует.
Как воочию видим, Евгений Раевский – поэт по «самой строчечной сути». Он предан поэзии всеми фибрами своей души. Есть у него строки и об этом:
Не в себя я влюблён, в поэзию,
Без неё я не мыслю жить.
Именно так! Это и есть самоощущение всякого «поэта от бога», то есть поэта настоящего.
По обязанности рецензента, а еще по долгу поэта бывалого, каковым я являюсь по отношению к Евгению Раевскому, должен сказать и несколько критических слов. Не зря говорят, что наши недостатки – суть продолжение наших достоинств. Да, Евгений Раевский свято блюдёт классические традиции. И это в высшей мере похвально. Но иногда эти «традиции» как бы невольно оборачиваются привкусом прошлого века. И тогда вдруг появляются мотивы «жестокого романса»: не только слёзы, но и «грёзы». Вот один только пример:
Мной порожденный звук унесся рикошетом
От стен твоих в альянсы лунных грёз.
Конечно же, эти «альянсы лунных грёз» – из «перлов» XIX века.
Хочется сказать и о рифме. Ведь к ней особенно ревнив сонет, а это – первая и самая большая любовь Евгения Раевского. Рифм-неудачниц совсем немного, но они, к сожалению, есть: «твоим – жасмин», «печали – предвещали», «любви – нарекли»… Думаю, автор учтет эти мои немногие замечания – на будущее, которое у него, безусловно, великолепно.
Хочется закончить свой добрый отзыв строками из Евгения Раевского:
Пей до последнего глотка
Сонетный свет из родника…
А родник этот – воистину животворный.
Поэт Вячеслав КУЗНЕЦОВ