ОтзывыМонография Е.С. Роговера«Больше чем поэт» Статьи и рецензии Поэтические посвящения, пародии, эпиграммы Отзывы читателей |
Светлые стихи
Когда я пролистывал два небольших томика известного поэта-романтика, автора удивительных сонетов Евгения Раевского («Увидимся во сне» – 1999; «Благодарю» – 2000), то на память невольно пришли строчки Маяковского:
Я сразу смазал карту будня…
Нечто подобное увидел я и в лаконичных строчках необычайно звонких и во всю широту души искренних стихов Евгения Раевского. Да, в жизни, если ты поэт, «будней» не бывает; скучное, тоскливое, однообразное надо «смазать» стихом, смелым, задиристым, открывающим праздничную красоту жизни. В чем она? В любви, в любви! – утверждает поэт.
В раскрепощенном жанре новаторского (!) сонета, где синтезируются разные интонации, стили, эпохи, он славит Любовь во всех ее высоких и неожиданных проявлениях. Лейтмотивом двух небольших сборников являются строчки, сказанные самим поэтом:
Здесь не просто любовь –
Здесь любовь как спасенье.
Иным, пожалуй, покажется, что сонетно-романсовая лирика Раевского где-то порой излишне обнажена. Но это коренная особенность творчества, где доминирует откровенность.
Пей до последнего глотка
Сонетный свет из родника.
Между прочим, сонеты и романсы Евгения Раевского органично и смело вписываются в стихию сегодняшней поэзии, особенно эстрадной.
«Ничто, – считает он, – не причинит Любви вреда». Да, это так. При условии, конечно, если это – Любовь, та, что способна вобрать в себя и целый мир, и тончайшую гамму интимных отношений.
Но мне не холодно зимой –
Я в декабре подобен маю… –
исповедуется поэт. Для влюбленного все двенадцать месяцев действительно – май! Ощущая его свет и теплоту, мы способны и понять, и оценить, и полюбить женщину, которая будни делает праздником.
Евгений Раевский не утаивает от читателя и самых сокровенных своих чувств. Если любовь «спасает», то можно и надо в открытую сказать – как. И сказать с неизменным «благодарю», не боясь откровенности душевного выплеска.
Я – внешний синтез внутренних велений!
По-разному можно истолковать эту строчку. Я же воспринимаю ее как своеобразное поэтическое кредо сонетного романса – во всем идти от себя, от тех «внутренних велений», какие затем воспроизведут «внешний» портрет страниц, строчек, интонаций.
Поэзия – та сфера творчества, где больше всего недоброжелателей. Тут, к примеру, рифма слабая да и ритм не укладывается в рамки; там, смотришь, «тема» неприемлема да и сами стихи, где якобы нет поэзии. Но свободный читатель, в ком нет ни зависти, ни предвзятости, ни профессионального соперничества, судит о стихах Раевского совсем иначе. Они – звучат! Звучат и с листа, и с голоса поющего с эстрады.
Короткую рецензию хотелось бы завершить бесхитростными строчками Евгения Раевского:
Ты знаешь, в чем моя беда?
Я не любим, как сам умею…
Но не участь ли это каждого поэта – не получать «эхо», равное тому Чувству, с каким мы любим и боготворим Женщину?
Евгений ИЛЬИН, писатель, педагог-новатор