ОтзывыМонография Е.С. Роговера«Больше чем поэт» Статьи и рецензии Поэтические посвящения, пародии, эпиграммы Отзывы читателей |
Владимир Федоров. Два Поэта
14 лет назад Валентина Сергеева познакомилась с поэтом Евгением Раевским. С тех пор двух прекрасных Поэтов связывает творческая и человеческая дружба.
Поэт Евгений Раевский руководит Российским Межрегиональным союзом писателей Северо-Запада и возрожденной им Академией русской словесности и изящных искусств имени Г.Р. Державина, а по ночам пишет чудесные стихи о любви. Когда все спят, к поэту приходит творческое вдохновение, он парит над миром повседневной суеты. Поэт возносит Любовь на недосягаемую высоту.
Любовь – вершина бытия,
Восторг восторгов, свет Вселенной.
Любовью был изыскан я,
Чтоб свет найти в тебе, бесценной.
Раевский преклоняется перед любовью.
О, государыня капризная, Любовь,
Пусть ненадолго смилуйся над нами.
И любящим спасенье уготовь
Под солнечными, нежными мирами.
Поэт восхищается женщинами. Его стихи обращены к любимой, чей образ отражается в душе поэта.
Ваши глаза – два Спаса-на-Любви.
О, как вы ослепительны сегодня.
Вы солнечны, как Моцарта клавир,
Как голос мой, родник неугомонный.
В любви поэт испытывает чувство полета.
В любовь бросаюсь без опаски,
Как мотылек в огонь костра.
«Желанная, верни меня в полет», – просит поэт любимую.
Мне бы крылья – я в небо-море
Полетел молодою чайкою!
А вот и крылья – губы любимой!
Твои руки как губы, а губы как крылья.
Их скольжение по мне равносильно полету.
Через миг растворюсь я в родных изобильях,
Красоты обнаженной вдыхая щедроты.
Любовь во сне и наяву соединяются в воображении поэта. Об этом в стихотворении «Увидимся во сне»:
«Давай с тобой увидимся во сне», –
Твои мне шепчут губы на прощанье,
И я, как откровенье в тишине,
Пишу тебе Любовью обещанье.
Слова мои меж наших тел скользнут
Теплом неповторимо вожделенным,
Мне в прелести часов, в добре минут
Приятно быть восторженным и пленным.
Неведомы мне лучшие слова,
Что с нежностью дарю тебе и плачу.
Кружится от желаний голова!
О, сплю ли я, иль сон свой в ласки прячу?
Пристальное внимание Евгений Раевский уделяет сонету. Поэт говорит о магии сонета: «Я пробовал себя в разных ритмах и размерах. И вдруг понял, что 14 строк сонета – идеально. В них можно сказать все. И в этой форме есть своя мистика. Сонет диктует свои условия – простоту и лаконичность».
Благодарю
Благодарю тебя за счастье быть с тобой,
За чистоту твоих улыбок и объятий,
За честность, за любовь твою и боль
Понять меня средь множества понятий.
Благодарю тебя за слезы торжества
В ответ на слезы святости сердечной,
За то, что ты открыла острова,
Где юною останешься и вечной.
Благодарю тебя за верность доброты,
За красоту твою, за преданность надежде.
Все светится, когда приходишь ты,
Все радует, что грустным было прежде.
К тебе, к тебе я шел, как к алтарю…
Люблю тебя и вновь благодарю.
Это уже романс в сонетной форме. Романс занимает особое место в творчестве Евгения Раевского. В его романсах вся палитра любовных переживаний, счастье обоюдной любви. Страсть в них сочетается с нежностью.
Поэзия Раевского музыкальна. И это не случайно, ведь Евгений Раевский – музыкант по своей второй профессии. Он играл на ударных инструментах, был вокалистом, руководил вокально-инструментальными ансамблями. Музыка – гармония любви.
Многие произведения Раевского исполняют известные певцы в сопровождении оркестра.
Поэт влюблен в родной Петербург. Евгений Раевский родился 14 сентября 1947 года на Васильевском острове, с которым связана вся его жизнь. Отношение поэта к родному городу нежное, лирико-романтическое.
Когда нежнеют отблески заката
На коромыслах арок и мостов,
Я слышу воробьиные стаккато,
Что питерцу понятны и без слов.
То музыка милейших из созданий,
Что так неперелетны и верны.
Залетный воробей – дитя изгнаний,
Знак чьей-то бессознательной вины.
Раевский говорит о себе: «Свой я в доску, незалётный, петербургский воробей».
А поклонники поэта называют его «Белым ангелом Петербурга», «Последним поэтом Серебряного века», «Золотым эхом Серебряного века».
Беседую с Евгением Раевским о поэтическом творчестве.
– Евгений Павлович, вы, наверное, один из последних поэтов-романтиков, пишущих лирические, одухотворенные стихи о любви?
– Так как я, по старой классической схеме, сейчас уже никто не работает.
– А как же пишут нынче?
– Применяют какие-то элементы новаторства. Или наоборот работают просто, на глагольных рифмах.
– В чем же отличие ваших стихов?
– У меня, в общем-то, обыкновенные слова, которые попадают в необыкновенные сочетания. Я пишу простыми словами, но несколько иносказательно, эпически. Я все умею высказать по-другому.
– Вы видите окружающий мир не так, как все?
– Мировосприятие у меня лирическое. Я – лирик! Несмотря на то, что мне уже за 60, я воспринимаю мир, как юноша. И стараюсь сохранить это откровение, лирическое восприятие мира, лирическое восприятие людей. Это мой устой.
– Может, вы на каком-то примере поясните эту вашу особенность?
– Можно сказать: «Завтра будет утро». Это проза. Или: «Завтра случится утро». Это уже будет поэзия. Есть такие вещи, которые можно вообще выразить в одной строке. «Ты пришла. Это к стихам». Законченное стихотворение! Или: «Ты ушла, как падают листья. И листья падали на твои следы». В общем, поэзия – жанр, в котором можно выразить любые чувства: любовь, дружбу, ненависть…
Поэзия – высшая литературная культура. В поэзии, по моему мнению, есть три направления: любовь, смерть и свобода.
– Вы, в основном, пишете о любви. Сразу ли вы пришли к этой теме?
– Нет, начинал я совсем не как лирик. Писал остросоциальные стихи. Мне хотелось языком поэзии бороться с беспорядками, происходящими в стране. Я был поэтом гражданского, социального звучания. Но потом понял, что это не мое. А ведь еще известный русский поэт Константин Батюшков говорил: «Пиши, как живешь, и живи, как пишешь».
– Сначала вы кому-то подражали или сразу обрели свой стиль?
– Началось все с детской любви к Пушкину. Потом, когда я прочел Лермонтова, он стал мне нравиться больше, чем Пушкин. И, наконец, третий человек, который меня покорил, свел и сводит с ума, – это Есенин. Сергей Есенин – мой любимый Поэт. Мне очень хотелось быть похожим на него. До сих пор стараюсь не то, чтобы ему подражать, но быть проникнутым духом этого великого русского Поэта. Я просто поражен тем, какое у него глубокое видение мира, какие он находил удивительные образы. Мне, к примеру, близка его фраза: «Человек без поэзии, как природа без цветов». Для меня Сергей Александрович Есенин – великий Учитель! Кстати, на мой взгляд, самый лучший памятник Есенину установлен в Петербурге, в Таврическом саду. Когда я его увидел, у меня родились такие строки:
Есть памятник в Таврическом саду,
Волшебный, откровенный, белоснежный.
Во всей Руси я лучше не найду.
Есенин здесь таинственный и нежный.
Доверчиво-торжественная стать
Тут в мраморе застыла и чарует…
– Каждый из классиков внес в поэзию что-то новое, свое. А вы?
– Если говорить о каком-то новаторстве, то в моих стихах вы найдете пятистишья, шестистишья, работу с одной нерифмованной строкой. Такие интересные модификации у меня есть. Рифмуются первая и третья строка, а вторая – идет свободно. Это раскрепощает, дает возможность работать в свободной форме, не связывая себя рифмой.
– У вас замечательные, неподражаемые сонеты.
– Да, мои сонеты написаны по-своему. Мне советовали по-своему перевести сонеты Шекспира. Но, зачем я буду это делать, если они уже переведены. У Шекспира свои сонеты, у меня свои. Я даже выдумал некую свою, оригинальную форму: ожерелье сонетов.
– Любопытно, в чем смысл этого ожерелья?
– Я заканчиваю одной строкой и с нее же начинаю следующее стихотворение. При этом я не теряю сюжет. Дело в том, что до меня никто никогда не написал в венке сонетов законченный сюжет. Все заканчивали его на четвертом или пятом сонете. А затем уже «растворяли» сюжет.
– Но ведь читатель ищет не форму произведения, а его содержание.
– Вот именно! Я всегда работаю на содержание, на глубину стиха. Я не искусник, который пытается кого-то покорить, изобретая велосипед. У меня настоящая передача моих эмоций, моих чувств. А самое главное из всех чувств – это, конечно, любовь.
– Что, по-вашему, любовь?
– Любовь – это нравственное движение двух душ, двух умов и двух тел друг к другу. Я, кстати, не признаю «слепой» любви: он, мол, такой нехороший, но я его все равно люблю, потому, что не могу иначе. Такая любовь способствует разрушению человеческой личности. Любовь должна быть в гармонии, когда двое любят друг друга, а не так, что один любит, а другой только позволяет себя любить. Два любящих друг друга человека могут свернуть горы.
Когда я пишу о любви, ничего не придумываю. Если у меня 200 стихотворений о любви, значит, это было 200 случаев, которые произошли именно со мной. Это были реальные чувства, реальные женщины.
– У вас было 200 любимых женщин?
– Ну почему 200? Разве нельзя 100 стихов посвятить одной женщине? 200 женщин – это уже явный перебор, это уже не любовь, а разврат какой-то! Нет, конечно, 200 раз я не влюблялся, но я люблю быть в этом состоянии. Мне нравится, когда моя любовь взаимна. Считаю, что любовь может придти в любом возрасте: и в юности, и в очень глубокой зрелости. Любовь – это огромное счастье!
– Наверное, только в состоянии влюбленности и можно написать настоящие стихи о любви?
– Безусловно! Причем с любимым человеком совершенно не обязательно быть все время рядом. Он может даже находиться где-то далеко. Главное, он есть, а это значит, что от него идет сильная обратная реакция! Любовь – главный двигатель творчества!
Чтобы написать истинно совершенное стихотворение о любви, поэт должен отдать душу, талант любимому человеку, а затем эти большие чувства, эмоции суметь выразить на бумаге. Иногда такое стихотворение пишется годами. Считаю, что даже великий поэт не может за всю свою жизнь написать более 10 гениальных стихов.
– Сколько вы уже написали совершенных стихов?
– Пока пять. Еще пять надеюсь написать.
– Может быть, вы назовете хотя бы одно такое стихотворение?
– Горжусь тем, что моему перу принадлежат слова к знаменитому романсу «Метель» великого русского композитора Георгия Свиридова. Я написал стихи к этой гениальной мелодии. Я отважился! Как говорят профессионалы, мои слова соответствуют музыке.
Это произведение исполняют 16 вокалистов. И все поют его по-разному. Была даже сделана радиопередача, которая называлась «Концерт одной мелодии». На ней собрались многие вокалисты, исполняющие романс «Метель». Получилось весьма оригинально и красиво.
– Евгений Павлович, как вы относитесь к творчеству коллеги по поэтическому цеху Валентины Сергеевой?
– С восхищением! Сергей Есенин говорил: «Моя биография в моих стихах». То же самое можно с полным основанием сказать и о Валентине Сергеевой. Она – руководитель крупного предприятия, стихи, как и я, пишет по ночам. В стихах Валентины Георгиевны вся ее жизнь: работа, любовь, творчество, чувства, эмоции, переживания…
– Как она пишет?
– Естественно и сокровенно, без выкрутасов и вывертов. То, что хочет сказать, выражает, воплощая это на бумаге. Стихи у нее простые и понятные. У Валентины Георгиевны активная жизненная позиция, знание жизни и сложившаяся собственная философия. Она – энергичный, вдохновенный человек, живущий по чести и совести.
– Валентину Сергееву можно сравнить с кем-нибудь из поэтов современности или прошлого?
– Нет, она абсолютно ни на кого не похожа. У нас есть разные поэты. Есть хорошие поэты. Есть плохие поэты. Есть знаковые поэты. Есть известные поэты. Есть безвестные поэты. А есть Валентина Георгиевна Сергеева. У нее свой стиль, свой почерк.
– В чем же главная особенность ее стиля?
– У нее синтез гражданского, лирического, песенного и музыкального творчества. Если многим поэтам нужно что-то выдумывать, чтобы поразить читателей, она делает это просто и откровенно. И у нее получается тот самый перл, который идет от чистого сердца. Она всему придает акцент романтичности. Порой, находит образы необыкновенной поэтичности. Везде чувствуется ее присутствие, ее мнение, ее философия. Она не сторонний наблюдатель, а активный участник всех событий, о которых пишет. Обладая мужским аналитическим умом, Валя пишет женственно, нежно. Она грациозная, трогательная женщина, которая не боится быть слабой, расплакаться. И это тоже есть в ее стихах.
– Валентина Георгиевна не любит, когда ее называют «поэтессой». Она – поэт!
– Нет вообще никакой женской и мужской поэзии, как таковой. Есть поэзия и непоэзия. Валентина Сергеева относится к поэзии. Она – настоящий поэт! Явление в поэзии. А еще она «белая ворона».
– В каком смысле?
– В самом лучшем! Она – человек независимый. Валентина Сергеева не была под сенью каких-то писательских кланов, влиятельных людей.
– Но ведь вы же ее крестный отец?
– Я, в свое время, направил Валю в правильное русло, в правильном направлении, и она расцвела. Под крылом нашего Российского межрегионального союза писателей она может творить свободно, так как ей хочется. Что она и делает. Она, в этом плане, – счастливый человек! Это ведь здорово, когда ты входишь в творческую организацию, которая тебя поддерживает. Сам по себе, одинокий волк, никогда ничего не достигнет. Организация – это сила!
– Вы, в качестве генерального директора петербургского отделения издательства «Культура», участвовали в выпуске нескольких книг Валентины Сергеевой.
– В 2002 году я готовил к печати сборник стихов Валентины Сергеевой «Достичь себя». Считаю, что это одна из лучших ее книг. Я тогда многое ей подсказал, написал предисловие к этому сборнику.
– Валентина Георгиевна прислушивается к вашим советам?
– Валя умеет слушать. У нее есть замечательное качество: она умеет услышать невысказанное. Она всегда внимательно выслушает, не вступая в ненужные споры. Когда я говорю ей: «Валя, это надо исправить. Это нетрудно», – она соглашается и исправляет, потому что знает: у меня большой редакторский опыт, чутье на стихи. Даже сейчас, когда Валентина Георгиевна достигла в поэзии таких высот, что может вроде бы уже никого не слушать, она обращается ко мне за советом: «Палыч, послушай. Палыч, скажи свое мнение».
– А чем вам так понравился сборник «Достичь себя»?
– Прежде всего, само название лаконичное и многозначительное. Великий Сервантес сказал: «Золотыми пулями всегда попадают в цель». Главная цель Сергеевой – достичь себя, а это сложнее, чем попасть в какую-то мишень.
В сборнике «Достичь себя» немало мудрых мыслей.
Талант эквивалентен красоте:
То и другое – только обещание.
Чтоб все осуществилось, что в мечте,
Труд должен быть приложен и старание.
Или:
Тоска. Надежда. Жажда чуда.
Неясная угроза.
Все это осени причуды,
Предчувствие мороза.
Вы видите, что я открываю сборник «Достичь себя» на любой странице и сразу попадаю на такие глубокие поэтические образы. Подобных примеров можно привести множество.
– В последние годы Валентина Георгиевна увлеклась написанием песен.
– Это не случайно. Валентина Сергеева – музыкальный поэт. На ее слова написано огромное количество песен. Таких поэтов очень мало. Я, честно говоря, даже не ожидал, что у нее произойдет такой взлет, появится прекрасная телевизионная передача «Валентина Сергеева представляет». Многие песни Валентины Георгиевны мне очень нравятся. Одна из моих самых любимых – «Новый год» в исполнении Михаила Боярского.
Да неужели правда это,
Тяжелый год уходит прочь.
Мы верим: ждет нас счастье где-то
И до него всего лишь ночь.
В Новый год
Верим в чудо, как в детстве,
Успеваем согреться
В Новый год на целый год.
В Новый год
И хлопушки, и свечи,
И наивные речи.
В это чудо – Новый год.
Да неужели правда это?
Растаял шлейф дневных забот.
В огнях гирлянд и в искрах света
Нас ночью встретит Новый год.
В Новый год
Верим в чудо, как в детстве,
Успеваем согреться
В Новый год на целый год.
В Новый год
И хлопушки, и свечи,
И наивные речи.
В это чудо – Новый год.
Да неужели правда это?
Осуществляется мечта,
И от заката до рассвета
Царит над миром доброта.
Это песня не просто про Новый год, а про доброту. Песня «Новый год» понравилась многим. Вскоре после появления этой песни, на нее сделали клип – маленький фильм, в основе которого именно доброта.
– Какие еще песни Валентины Сергеевой вам нравятся?
– «Пляж на двоих» в исполнении Виктора Кривоноса.
Усыпляющий шепот волны,
Мелкий, темный, но теплый песок.
Бесконечного неба кусок
За зубцами отвесной стены.
Этот маленький пляж,
Этот маленький пляж на двоих.
Окунувшийся в море уступ.
Рук тепло, загоревших, твоих.
Этот маленький пляж,
Этот маленький пляж на двоих,
Рук тепло, загоревших, твоих
Сладкий привкус подсоленных губ.
Этот пляж на двоих.
Наполняет меня благодать.
На земле я? А может, в раю?
И надежда, что я устою,
И желание не устоять.
Этот маленький пляж,
Этот маленький пляж на двоих,
Окунувшийся в море уступ.
Рук тепло, загоревших, твоих.
Этот маленький пляж,
Этот маленький пляж на двоих.
Рук тепло, загоревших, твоих,
Сладкий привкус просоленных губ.
Этот пляж на двоих.
Этот пляж на двоих.
Этот пляж на двоих.
Конечно, хорошо, когда пляж – на двоих. Вообще – хорошо быть вдвоем с любимым человеком.
Очень нравится мне и «Баллада о бездомном барде» в исполнении Игоря Скляра.
Полыханье костров
Из рубинов фальшивых,
Мех мохнатых ковров,
Хрусталя переливы
Чей-то радуют глаз,
Но не трогают душу,
И живем мы, подчас,
Словно рыба на суше.
Пел когда-то давно
Бард бездомный:
«Жизнь – не все, что дано –
Все, что вспомним».
Жизнь все крутит кино,
В кадрах лица и даты,
Умирать все равно
Нам придется когда-то.
Кто-то вспомнит – друзей,
Что любил, что любили.
Кто-то – ворох вещей
В дымке плесенной пыли.
И споет, как давно
Бард бездомный:
«Жизнь – не все, что дано,
Все, что вспомним».
В этих стихах глубокая жизненная философия. Лейтмотив этой песни: «Жизнь не все, что дано, Все что вспомним». Жизнь не то, что прожил, а то, что помнишь. Песня призывает отбросить все ненужное, оставить только главное. Я эту песню долго не понимал.
– Когда же вы поняли философский смысл этой песни?
– 23 ноября 2010 года в «Книжной лавке писателей» на Невском проспекте состоялся творческий вечер Валентины Сергеевой. Зал был переполнен. Я открыл вечер, тепло представив Валентину Георгиевну. Потом она рассказала о себе, прочла свои стихи. Артисты исполнили песни на ее слова. А когда был показан музыкальный клип на песню «Баллада о бездомном барде», я понял, что это гениальное произведение.
– А что вы скажете о патриотических песнях Валентины Сергеевой «Моя Россия», «Мы Петербурга дети»?
– Это высокохудожественные, глубокие произведения, настоящие шедевры, которые будут жить очень долго. «Мы Петербурга дети» я вообще сделал бы гимном нашего любимого города. Слезы наворачиваются на глаза, когда слушаешь эту песню, мороз по коже. Валентина Сергеева заслуженно награждена Пушкинской медалью «За сохранение традиций в русской литературе» и Медалью имени Есенина.
– В песне многое зависит от композитора.
– У песен Валентины Сергеевой хорошие композиторы. Особенно нравится мне музыка Виктора Плешака. Виктор Васильевич чувствует стихи Валентины Сергеевой, их музыкальность и задор. Он находит своеобразные музыкальные сочетания. Нотные сочетания имеют какую-то ограниченность. Это редкость, когда появляется мелодист, который находит какие-то новые интонации. Виктору Плешаку это удается, потому что он удивительный, истинно петербургский композитор. Виктор Васильевич написал очень много песен на слова Валентины Сергеевой, и некоторые из них – настоящие шлягеры.
– Валентина Сергеева – член Российского Межрегионального союза писателей Северо-Запада, вице-президент Академии русской словесности и изящных искусств имени Державина. Вы возглавляете эти организации. Как проходит ваша совместная деятельность?
– Мы с ней много раз вместе участвовали в разных городских праздниках, концертах, творческих вечерах, на радио и телевидении. И на Дворцовой площади, и в Петропавловской крепости, и в Доме ученых… Выступает Валентина Георгиевна очень хорошо, прекрасно читает свои стихи. Успех у зрителей придает ей новые творческие силы. У нее великолепная память. Она, в отличие от меня, никогда не берет с собой шпаргалки. Я тоже помню все наизусть, но на всякий случай подстраховываюсь. Валя никогда ничего не забывает и не сбивается. Умело проводит собрания, презентации книг… Бывает я веду первую часть собрания, а Валентина Георгиевна – вторую. Несколько раз она выступала на собраниях нашего Союза писателей, читала свои стихи. Мы с ней – члены Консультативного Совета федеральной службы по вопросам интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам. Боремся с пиратством!
– Вы так давно знакомы с Валентиной Георгиевной, что, наверное, хорошо знаете ее человеческие качества.
– Валя – настоящий, красивый Человек. Антон Павлович Чехов говорил: «В человеке все должно быть прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли». Она именно такой Человек с большой буквы – красивый, добрый, родной! Я отношусь к Вале трогательно, с любовью. У нас друг от друга секретов нет. Она мой истинный, добрый, нежный друг. Я ее, чисто по-человечески, очень люблю, и желаю ей новых творческих взлетов!
Владимир ФЕДОРОВ, член РМСП, профессор,
действительный член АРСИИ им. Г.Р. Державина