ОтзывыМонография Е.С. Роговера«Больше чем поэт» Статьи и рецензии Поэтические посвящения, пародии, эпиграммы Отзывы читателей |
Он счастье света в цвете воскресил…
В известном словаре Владимира Даля поэзия характеризуется, как изящество в письменности, а само творчество принимается – за способность отрешаться от насущного, возноситься мечтою, воображением в высшие пределы, создавая первообразы красоты…
В словаре русского языка (сост. С.И. Ожегов) поэзия расшифровывается как изящество и красота чего-нибудь, возбуждающая чувства очарования.
Со многим из вышесказанного остается согласиться, тем более что нам всем так не хватает в жизни красоты, которую хотелось бы почерпнуть – хотя бы из поэзии. Почитал, – глядишь, и на душе легче стало, да и струны доброты заиграли, которые так долго молчали…
Надо сказать, что в России в 1890-х годах возникло течение символистов, связанное с идеалистическим миропониманием, с представлением того, что искусство – выше реальности. В начале движения ведущую роль играли декадентские мотивы, встречавшиеся в произведениях В. Брюсова, Ф. Соллогуба, З. Гиппиус, Д. Мережковского и др. В начале XX века на литературную сцену выходят символисты – последователи философа-идеалиста В. Соловьева, считавшего, что старый мир избавляется от зла, и на него сходит божественная КРАСОТА. В данном направлении начинали работать А Блок и К. Бальмонт. Последней вспышкой русских символистов было образование группы «Скифы», в которой активно работали А. Блок, А. Белый, С. Есенин и др. Они стремились воссоздать и объединить идеи символизма и революции, что постепенно привело к ослаблению тенденций символизма и прекращению его существования. Королем культа красоты в начале XX века стал поэт-декадент Игорь Северянин – создатель «Царства грёз». Он стал любимцем публики, потому что сумел привести людей в своё царство, которого так не хватало в то тяжелое время.
С тех пор прошло почти сто лет, целый век… Книги, журналы, газеты – были заполнены советской реалистической поэзией. Душа человека ностальгически тянулась к красоте, но на поэтическом горизонте не появилось ни одного поэта-архитектора новой «Страны грёз»…
Поэтому в последнее время всё больший интерес не только у критиков и специалистов-литераторов, но и у читателей вызывает петербургский поэт Евгений Раевский, пишущий в изящном жанре и четко представляющий, как построить новую «Страну грёз». Остановимся подробнее на его творчестве, чтобы читателю стало понятнее, почему же, заговорив о поэтах-символистах, мы вдруг обратили внимание на творчество современника, создающего свои первообразы красоты.
Большинство стихов литератора представляют собой мастерски сделанные миниатюры, насыщенные множеством эмоциональных оттенков человеческих переживаний и устремлений, органично вживленных в определённые психологические ситуации. При этом поэт стремится к внутреннему анализу самой психологии чувств, проникая в глубины философского лиризма и создавая при этом мир прекрасного. В творчестве стихотворца просматривается весь спектр поэтических красок и мелодий. Стихи пишутся изысканно, несут в себе сказочную тайну и огромный эмоциональный заряд доброты. Читая сборники Раевского, фрагментами улавливаешь характерное для целого этапа развития направления символизма, но наш современник красоту видит в сегодняшнем дне, притом что символисты считали мир прекрасен от того, что его «нет на свете»…
Одним из важнейших средств раскрытия сюжетной линии стихов автора является полноценно подобранная цветовая гамма, позволяющая раскрасить обыденную действительность и путем использования цветовых оттенков, соответствующих данному эмоциональному настрою, создать утонченный поэтический образ, привносящий в сюжет совершенно самостоятельное состояние души:
«Миг семистишья радуги шальной
благословляет город, уходя –
присутствовало утро тишиной
и запахом вчерашнего дождя».
Поэт сам утверждает, что все его строки – это цвета радуги. В данном четверостишии поэт предоставляет нам право выбрать цвет радуги, который бы соответствовал утру после ночного дождя.
Обычно образы поэта не создаются ради самих образов, наоборот, они всё оживляют, и действие становится более динамичным и привлекательным:
«В ночь утро целит блеском серебра…»
Или:
«Шлет радугу нам утренняя фея…»
Или:
«Но утра охлажденный поцелуй,
с ласкающими залпами из солнца,
приносит пробужденье…»
Природа и любовь в стихах поэта всегда оправданно рядом:
«Тобою очарованы цветы…»
Или:
«О, милая, дай губ твоих рубин,
запутанный в гармониях рябин…»
Когда Раевский заводит нас в переулки печали, мы сталкиваемся с более холодными и темными красками. Вообще в творчестве поэта ощущается культ света, а все, что ему мешает радоваться жизни, он относит к царству тьмы:
«Глумится холод, плещет тьма,
сполна отплатит мне зима…»
Или:
«Весь обожженный злобой черных сил,
бесправием, бездарностью и ложью,
ни у кого не крал и не просил».
Или:
«Ударю хохотом по тьме,
чтоб мыслить светлой головою…»
Стихотворец порой использует довольно привычные образы, но угол зрения, под которым их преподносит, завораживает, а строки кажутся первооткрытием:
«Одинокой рябины продрогшая гроздь…»
Или:
«Смиренный месяц, словно белый лебедь…»
Или:
«Вокруг царят цветные сны…»
Высокопоэтичен переход дневных солнечных красок и сюжетов к более острым, но менее теплым тонам:
«Не успел я светом спеть,
зрит в мой дом заката медь…»
Или:
«Закат, опрокинутый в русло реки,
горит мандариновым цветом…»
Тема осени в творчестве литератора предстает перед нами, как удивительный мир раздумья, печали и сомнений:
«За окном лист клена рыжий
бьётся грудью о стекло…»
Или:
«Блаженна исповедь листвы,
смешалась с музыкой печали –
прошепчет мне: «3десь были Вы?..»
И больно смолкнет за плечами».
Несомненно, в стихах Раевского цветомузыка играет ведущую роль, часто накрывая сюжетную линию своей необычностью и притягательностью, начинаешь плыть в прекрасных звуках и мелодиях, растворяться… Поэтому стихи лучше читать по несколько раз. Тогда станет понятнее глубина философии поэта. В своем творчестве он отталкивается от возникшего в голове образа и сюжета, приправленного ключевыми открытиями и удачными находками, которые делают стихи более наполненными и необычно красивыми, при этом строки несут массу информации и заглядывают в такие жизненные глубины, которые подвластны лишь особо одаренным поэтам:
«Крик в пустоту всегда подобен плачу…»
Или:
«Возвысься, возвышая красоту…»
Глубина размышлений стихотворца иногда выводит его на восхитительные открытия и поэтические шедевры:
«Я шел к тебе всю жизнь и полчаса…»
Или:
«Давай с тобой увидимся во сне…»
Поэтическая зоркость и нестандартное мышление автора позволяет ему писать стихи глубокой философской наполненности и, вместе с тем, изящной структуры письма, непохожей на прочих:
«О, сонеты – любви соловьи…»
Или:
«А в небе сокол – чудное вторжение,
парящая душа моей мечты…»
От стихов Раевского после прочтения первых страниц любого из сборников начинаешь ждать следующих открытий: метафор, ассоциаций, аллегорий, образов, которые возникают у поэта естественно, сливаясь и лишь помогая сюжету изящно развернуться и раскрыться, как цветку на лесной лужайке.
Поэтическая дорога судьбы автора проходит через всё прекрасное, о чём мы мечтаем и к чему стремимся:
«Поётся мне в трёхструнности трёх чувств –
ПОЭЗИИ, ЛЮБВИ и просто ЖИЗНИ…»
Основной заслугой талантливого поэта является то, что он нашёл те средства для выражения изящной философской лирики, которые глубоко и особенно ярко передают переживания или мечты стихотворца. Поэтический язык Евгения Раевского гармоничен и музыкален, богат эмоциональными оттенками и сказочной звукописью. Содержание поэтических произведений привлекает тонкостью восприятия и пониманием автором душевного мира человека.
Несомненно, в сборниках литератора перед нами предстаёт именно та «Страна грёз», о которой мечтали многие и многие любители поэзии. Наконец свершилось! Появился тот поэт, который создаёт истинные современные самостоятельные первообразы красоты и изящества.
Следует отметить, что круг поэтических интересов Евгения Раевского очень разнообразен и в данной рецензии затрагивается лишь малая часть направлений и тем, в которых он работает. В последние годы автор успешно творит в жанре гражданской лирики и городского романса. Большой интерес вызывают тематические циклы, связанные с местом поэта в поэзии, его размышления о смысле жизни и нравственных принципах, используемых средствах достижения цели…
Однако разговор об этом ещё впереди. Хочется надеяться, что в дальнейшем поэт будет столь же работоспособен и плодовит, а стихи, которые выйдут из-под его пера, будут радовать читателей и почитателей его таланта.
Поэт Игорь ДЕОРДИЕВ