ОтзывыМонография Е.С. Роговера«Больше чем поэт» Статьи и рецензии Поэтические посвящения, пародии, эпиграммы Отзывы читателей |
Поэзия, рожденная под созвездием Девы
Поэзия Евгения Раевского, безусловно, знаковое явление в современной русской литературе. Свидетельством тому вышедший в 2000 году сборник стихов «Благодарю» с иллюстрациями Елены Сакс. Новая книга поэта – яркое доказательство не менее яркого таланта, не боящегося затеряться в мире классического стиля и одновременно вносящего в его ткань современные мотивы и интонации.
В этом, очевидно, и есть суть творчества, на беспокойных дорогах которого продвигается сонм неповторимых талантов, и одновременно своеобразная эстафета, без которой вообще немыслима высокая ПОЭЗИЯ.
Именно на таких высотах парит гений поэта Евгения Раевского, манящих, но недоступных для многих других.
И в новой книге поэт остается верным себе в философском осмыслении мира любовных переживаний, вторя вслед за классиками русской литературы: ЛЮБОВЬ – это дар свыше, но этот дар не каждый может ощутить.
В прекрасном мире Эроса поэт и сам ЛЮБВИ святой печальный странник, и герой, и наблюдатель!
Образ Эроса у поэта Раевского классически выдержан, иногда кажется, что и сам поэт это – Эрос, но все же, вырвавшись из водоворота любовных переживаний, осознаешь, что поэт все-таки существует сам по себе и больше того – он искусный творец зримых поэтических образов, ибо он-то и создал мир прекрасных эротических ощущений, превращенных в божественные звуки тонкой Лиры, напоминающей еще и еще раз: все преходяще! – Любовь вечна! И именно Она, и только Она есть движитель всего сущего:
Летела в вечность, к счастью нисходя,
Единая душа двух тел, двух мыслей.
И вдруг свои желанья в свете чистом
Исполнила, Гармонию найдя.
Отбросив стыд и тупость предрассудков,
Вершим мы таинства в угоду небесам,
Гимн радости блуждает по лесам.
Мгновенья и часы ничтожат сутки.
Вот в этих строках и прорывается основная философская мысль поэта – Эрос побеждает Время, два любящих сердца ведут к Гармонии тела и души, и она – Гармония (!) в конечном счете должна победить и побеждает «вселенский хаос»!
Поэт еще раз напоминает: все великое познается через сложный путь переживаний, и только пройдя их, можно о великом сказать доступно и просто, так, как сказал сам поэт в IX сонете:
Строки моей святая простота…
Но только ей я доверял смиренный,
Когда один, униженный изменой,
Остался у тернового куста…
Евгений Раевский легко обращается со словом, словно позаимствовав его у самого Творца, но это как раз и есть признак упорного поэтического труда, и именно поэтому читателем так легко воспринимается сложнейший мир любовных переживаний, и что в них кроется загадка природы человека, что именно Любовь делает его непобедимым, совсем так, как восклицает поэт в ХV сонете:
Ничто не чуждо нам, ничто не странно,
Мы в наслажденье слиты воедино.
Любовь в любовь – и мы непобедимы,
Родник желаний – наш святой избранник.
Не чужд поэту и мир Морфея! Но и в фантастических владениях крылатого бога сновидений – прежде всего Она и Он, и именно поэтому не сомневаешься в сказанном:
Во сне летаем мы с тобою
Над морем грез и чистоты,
Полет сквозь утро голубое –
В уютном небе я и ты.
Мы, щедро миру улыбаясь,
Друг другом так увлечены,
Что в сердце солнца зреет зависть
К тому, что мы так влюблены.
Взаимосвязь лучей небесных
И нас, летящих меж лучей,
Оставит след в легендах честных
Для каждых искренних очей.
Вот она – Извечность Космогонии и маленькая частичка ее – Человек, которому завидует само Светило, тот источник, который и породил Жизнь!
Поэзия Евгения Раевского от первой до последней строчки рождена под созвездием Девы и, очевидно, поэтому так изысканна и утонченна, и становится понятным, почему автор книги «Благодарю» является тонким знатоком и ценителем женской души, почему на стихи поэта написаны песни и романсы, собственно поэт и не скрывает, что он весь во власти Девы, и в почти одноименном сонете «Под созвездьем Девы» он восклицает, обращаясь явно не к героине, а к своей любимой женщине:
И певческая радость снизошла
До таинства волнующих гармоний.
Я Вас люблю, любви не до ироний,
Других чудес в ней не назвать числа.
Но помните, что под созвездьем Девы
Вам быть красой любви и королевой…
Близка и понятна гражданская позиция поэта Евгения Раевского, и он не был бы самим собой, если бы не продолжил в этом смысле лучшие традиции русской поэзии, утверждая что Поэт – это прежде всего гражданин своего Отечества:
Нам лжет эпоха, мы эпохе лжем.
Как ложь опустошает нас и время!
Вредит само себе людское племя,
Мир языком изрезан, как ножом.
Наивнице-России не к лицу
Бездушье иностранных обновлений,
Мы золотому молимся тельцу,
Вкусив плоды своей российской лени.
Дешевый блеск дешевого вранья
Приводит к власти подлого героя,
И замерзает веры полынья
Средь льда демократического строя.
Вернитесь, люди, к подлинной Руси,
Патриархальной, искренней, свободной.
О Господи, спаси ты Русь, спаси
От лжи, от истерии инородной!
И в другом, не менее прекрасном стихотворении, поэт продолжает тему, так остро наболевшую в сердце каждого русского человека:
Там недозрелость творчества, укор,
Здесь крик тщеславья, хамства нападенья.
Там под Россией вытемнился Вор,
Здесь женской честью дань до омерзенья.
Уйти от мысли в бред – пропасть во тьме,
Страна моя! В своем ли ты уме?..
В одном из стихотворений, заключающих книгу, поэт опять напоминает о вечных истинах – добре и зле, что слово, воплощенное в стих, есть Свет, а Свет есть добро, и я не побоюсь добавить, что поэт и сам – наследник добра.
Поэзия – наследие добра,
От зла не сложишь фразы воедино,
А если от пера строка хитра,
То стих – недосягаемая льдина.
Есть гении от зла, но трудно им,
Их мысли – словно проданные души,
Шедевр зла добру необъясним,
Что зрят глаза, порой не слышат уши…
Во мне ж любовь, вошедшая навек,
Что вытеснила страх перед злословьем,
Я объявляю битву злу… любовью,
С любовью яснозначим человек.
В этих строках – весь Раевский! Сам со своей философией, христианской моралью, восприятием окружающего мира и поэзией – высокой и чистой, рожденной под созвездием Девы, а потому такой недоступной и непонятной многим недоброжелателям! Но и им поэт объявляет битву любовью.
Дав название своей книге «Благодарю», поэт уже этим расположил к себе читателя, который в свою очередь благодарен поэту за чудный мир философских воззрений и не менее прекрасный мир чувственных переживаний.
Георгий ЧЕПИК