ДеятельностьАкадемия русской словесностии изящных искусств (АРСИИ) им. Г.Р. Державина Российский Межрегиональный союз писателей (РМСП) |
Российский Межрегиональный союз писателей
Российский Межрегиональный союз писателей (РМСП) зарегистрирован 16 марта 1999 года. РМСП входит в число соучредителей Международного Сообщества Писательских Союзов (МСПС, председатель Исполкома – Герой Социалистического Труда Ю.В. Бондарев) – правопреемника Союза писателей СССР и является единственным представителем писателей Северо-Западного региона России в МСПС.
РМСП объединяет несколько сотен авторов из Санкт-Петербурга и Москвы, Брянской, Волгоградской, Вологодской, Воронежской, Иркутской, Курганской, Ленинградской, Московской, Мурманской, Новгородской, Псковской, Саратовской, Свердловской, Тверской, Тульской, Тюменской, Челябинской областей, Краснодарского, Приморского и Ставропольского краёв, Республики Карелия, Республики Крым, Республики Мордовии, Республики Татарстан, а также из Беларуси, Дании, Казахстана, Канады, Латвии, Таджикистана, Украины, Финляндии, Франции, ФРГ.
В Правление РМСП входит 21 человек. Председатель Правления – Евгений Павлович Раевский, президент АРСИИ им. Г.Р. Державина, поэт, издатель, академик семи академий, доктор философии в области литературоведения, доктор искусствоведения, профессор истории литературы, член Исполкома МСПС, член Правления Новгородского регионального отделения Союза писателей России.
Е.П. Раевский является также главным редактором официального печатного органа РМСП – писательской газеты «Русь». В 2002 г. на фестивале СМИ в Волгограде газета «Русь» была награждена серебряной медалью А.С. Пушкина за большой вклад в развитие культуры и искусства.
Официальные награды РМСП – орден «Звезда Пушкина» и золотая Пушкинская медаль «За сохранение традиций в русской литературе». За годы существования союза писателей с 2000 года Пушкинской медалью были награждены свыше 300 деятелей литературы и искусства. Первые ордена «Звезда Пушкина» были вручены в июне 2013 года.
В РМСП действуют три литературные секции:
1. Поэзии (председатель , заседания проходят 2 раза в месяц в зале Санкт-Петербургского Мемориального музея-квартиры Н.А. Римского-Корсакова);
2. Прозы, публицистики, критики и литературоведения (председатель – Наталья Александровна Веселова (Сафронова), заседания проходят 1 раз в месяц в зале Библиотеки №10 имени С.А. Есенина Санкт-Петербурга);
3. Технической литературы (председатель – Андрей Петрович Кашкаров, заседания проходят 1 раз в месяц в зале Юношеской библиотеки №3 имени Н. Островского Санкт-Петербурга).
Проводятся также ежегодные Пушкинские чтения, приуроченные ко дню рождения великого русского поэта, и Рождественские чтения.
Наиболее известными членами РМСП являются:
– прозаики и публицисты Наталья Веселова, Ирина Волкова-Китаина, Наталья Павлищева, Андрей Кашкаров, Лев Горянин, Борис Бланков, Виктор Потиевский, Светлана Водовозова, Юрий Гальцев, Людмила Образцова, Олег Виноградов, Алексей Лушников, Константин Белый, Владимир Федоров, Любовь Орелович, Владимир Крайнев, Сергей Псарёв, Лариса Залесова (Докторова);
– поэты Глеб Горбовский, Евгений Раевский, Дмитрий Киршин, Ирина Богородицкая, Адриан Протопопов, Виктор Орешкин, Наталия Потапова, Лидия Соловей, Анатолий Лебедев (Вонтер Лак), Олег Зорин, Галина Тычина, Надежда Ораевская, Александр Богданович, Виталий Иванов, Таша Васильева, Сергей Новиков, Марина Ермошкина, Татьяна Игнатьева, Александр Масленников, Владимир Кириллов, Валентин Варес, Анатолий Назиров, Наталья Павлова, Людмила Ильина, Анна Данилова (Губарёвская), Софья Дубовская, Диана Радес, Вера Кулемина, Михаил Василенко, Евгений Смоляков, Людмила Рединова, Дмитрий Мизгулин, Людмила Рединова, Дмитрий Тиме, Татьяна Софинская, Вадим Розов;
– драматург Виталий Каневский;
– литературоведы Виктор Панибратов и Ефим Роговер, искусствовед Абрам Раскин, театроведы Дженни Катышева и Алексей Воронов, музыковед Герман Поплавский;
– переводчики Джон Вудсворт и Иван Жаворонков;
– поэты-песенники Эдуард Кузнецов и Валентина Сергеева;
– автор-исполнитель Александр Дольский.
Большинство из вышеназванных имён членов РМСП известно не только в писательской среде, но и в России в целом:
Каневский В.Е. – обладатель Главного приза Каннского кинофестиваля «Золотая камера» и Гран-при как автор лучшего сценария «Европа – 90» (автор сценария и режиссер кинофильма «Замри–Умри–Воскресни», 1990 год) и Специального приза Каннского кинофестиваля (автор сценария и режиссер кинофильма «Самостоятельная жизнь», 1992 год), действительный член АРСИИ им. Г.Р. Державина, кавалер французского высшего ордена искусств «Шевалье»;
Роговер Е.С. – автор школьных учебников по русской литературе XIX и XX веков, действительный член АРСИИ им. Г.Р. Державина, доктор педагогических наук, профессор;
Дольский А.А. – поэт и автор песен, музыкант, художник, заслуженный артист России;
Катышева Д.Н. – доктор искусствоведения, художественный руководитель Санкт-Петербургского государственного театра «Классика», действительный член АРСИИ им. Г.Р. Державина, заслуженный деятель искусств России, профессор;
Алпатов М.Л. – художественный руководитель Открытого общественного театра «Родом из блокады», действительный член и профессор АРСИИ им. Г.Р. Державина, заслуженный артист России, заслуженный деятель искусств РФ;
Раскин А.Г. – член Правления Санкт-Петербургского союза художников, председатель Правления Санкт-Петербургского отделения Международной ассоциации искусствоведов, почётный член Академии русской словесности и изящных искусств (АРСИИ) им. Г.Р. Державина, почётный вице-председатель Санкт-Петербургского общества акварелистов, заслуженный деятель искусств России;
Потиевский В.А. – писатель, издатель, академик Международной академии фундаментального образования, вице-президент АРСИИ им. Г.Р. Державина, академик Петровской академии наук и искусств, академик Всемирной академии наук, искусств, культуры, заслуженный деятель искусств России, доктор философии исторических наук, профессор, член-корр. Российской Академии медико-технических наук.
РМСП является одним из учредителей АРСИИ им. Г.Р. Державина (интернет-сайт http://www.arsii.ru).
Официальный интернет-сайт Российского Межрегионального союза писателей: http://www.rmsp.pro).
Российский Межрегиональный союз писателей рассматривает кандидатуры авторов, пишущих на русском языке, на предмет вступления в РМСП. Контактные телефона в Санкт-Петербурге: +7(921) 441–75–84, +7(921) 908–97–16.
Прочитать Устав РМСП
Скачать формы документов для вступления в РМСП
Открытое письмо в защиту Санкт-Петербурга
Президенту Российской Федерации
Медведеву Дмитрию Анатольевичу
ДАДИМ ОТПОР БЕСПАМЯТНОМУ НЕВЕЖЕСТВУ!
27 января 2011 года губернатор Санкт-Петербурга В.И. Матвиенко обратилась к премьер-министру России В.В. Путину с просьбой исключить Санкт-Петербург из списка исторических поселений. Мотивация петербургского градоначальника не отличается оригинальностью: действующее законодательство, в данном случае закон «Об объектах культурного наследия народов РФ», мешает Валентине Ивановне реализовывать инвестиционные и градостроительные проекты.
Члены Российского Межрегионального союза писателей и Академии русской словесности и изящных искусств им. Г.Р. Державина видят в обращении В.И. Матвиенко не заботу о развитии Санкт-Петербурга, а последовательное пособничество в разрушении великого исторического облика города на Неве в угоду промышленно-олигархическим группам влияния. Совсем недавно, в начале декабря 2010 года, благодаря многочисленным протестам общественности и Вашему личному вмешательству удалось предотвратить возведение комплекса «Охта-Центр». И вот – очередная провокация, свидетельствующая о нескрываемом презрении петербургского градоначальника к возглавляемому ею городу.
Время обращения к В.В. Путину выбрано не случайно: В.И. Матвиенко надеялась на то, что террористический акт в «Домодедово», будучи безусловно главным событием конца января 2011 года, полностью отвлечёт внимание СМИ и общественности от письма, беспрецедентного по своему прагматическому цинизму.
Планам госпожи Матвиенко по наполнению бюджета за счёт гибели великого города мешает определённый законом контроль сохранения всех исторически ценных градоформирующих объектов, включая планировку, застройку, природный ландшафт и соотношение между свободными, озеленёнными и застроенными пространствами. Эти ценные исторические объекты находятся не только в центральных районах города, но и в Пушкине, Павловске, Петродворце. Санкт-Петербург развивался как уникальное неделимое пространство столицы Российской Империи и не может быть личной вотчиной зарвавшегося градоначальника. В случае принятия Правительством РФ предложения В.И. Матвиенко процесс разрушения и произвола станет необратимым, и жителям Санкт-Петербурга будет ещё труднее бороться с желанием властей «погреть руки» за счёт великого исторического наследия, которое отстояли для нас наши отцы и деды огромной ценой собственных жизней.
Дмитрий Анатольевич, неужели в Вашем кадровом резерве нет ни одного чиновника, любящего Санкт-Петербург и понимающего его культурно-историческую ценность для России и всего мира? Не пора ли уволить В.И. Матвиенко, очевидно не соответствующую уровню занимаемой должности? Вопросы эти вовсе не риторические, от ответа на них во многом зависит, будут ли петербуржцы и дальше жить под дамокловым мечом губернаторского невежества, а тысячи граждан России тратить время и силы на нейтрализацию попыток уничтожения культурной столицы Отечества.
Просим Вас освободить В.И. Матвиенко от должности губернатора Санкт-Петербурга.
С искренним уважением,
Председатель Правления РМСП, президент АРСИИ им. Г.Р. Державина Е.П. Раевский, председатель секции поэзии РМСП, вице-президент по науке АРСИИ им. Г.Р. Державина Д.Н. Киршин, председатель секции прозы, публицистики, критики и литературоведения РМСП Н.А. Веселова, председатель Приёмной комиссии РМСП, вице-президент АРСИИ им. Г.Р. Державина С.В. Новиков, члены РМСП и АРСИИ им. Г.Р. Державина, патриоты Санкт-Петербурга и России А.Е. Александров, Л.Н. Александрова, А.В. Андрюшин, Н.А. Андрюшина, Е.Р. Асмус, А.С. Бестужев, Е.А. Бирюкова, Б.В. Бланков, В.В. Богданов, А.Б. Богданова, Л.К. Борисова, В.Д. Боровский, Л.С. Бутыленкова, О.М. Быкова, А.Г. Васильева, Т.П. Васильева, С.М. Волгин, С.С. Габадуллин, О.Б. Горбач, А.П. Горина, Л.Ф. Горобец, С.И. Дубовская, В.Л. Думский, Т.Ю. Ермолина, Н.В. Ефремова, П.Г. Зорин, А.Ю. Иванова, М.Д. Изотова, О.В. Ильюн, П.В. Камчатый, А.В. Капранов, С.В. Карпов, В.О. Кириллов, С.К. Киселёв, М.А. Князев, И.М. Ковшевная, Е.В. Котова, Н.С. Кринова, Н.Н. Кузнецова-Белова, В.Н. Кулемина, Л.Н. Либерова, Г.А. Липовка, А.Л. Макаров, О.Л. Медведко, А.П. Медведчук, Н.Ф. Медведчук, В.П. Мельников, Л.А. Новикова, И.В. Огменда, О.А. Оношко, О.В. Опрышко, В.А. Орлов, Д.И. Осипов, И.Н. Осипов, Э.Ю. Осипова, Д.С. Панасенкова, П.Д. Панов, С.В. Панова, Ю.С. Пантелеев, Ю.И. Пейсахович, А.П. Погодина, А.Ф. Полозов, Т.П. Порошина, Н.В. Потапова, Д.П. Радес, Н.В. Регинская, О.Н. Рерих, Е.В. Сакс, Г.А. Самоленкова, О.А. Сафарова, И.А. Сафронов, Е.П. Сныткина, Ф.А. Снытко, Л.А. Соловьёва, О.А. Студенцова, В.Л. Суменков, С.Б. Супранюк, В.И. Фёдоров, Ю.В. Филиппов, Л.А. Хрипунова, К.А. Яфаров, В.Н. Яхонтов
09.02.2011
22 АВГУСТА 2011 ГОДА ГУБЕРНАТОР САНКТ-ПЕТЕРБУРГА В.И. МАТВИЕНКО ПОДАЛА В ОТСТАВКУ.
Правление РМСП и Президиум АРСИИ им. Г.Р. Державина выражают благодарность Президенту Российской Федерации Д.А. Медведеву за незамедлительное принятие отставки В.И. Матвиенко. Надеемся, что вновь назначенный губернатор города на Неве не станет посягать на статус Санкт-Петербурга как исторического поселения и при планировании развития городских территорий будет следовать закону «Об объектах культурного наследия народов РФ».
Открытое письмо в защиту Санкт-Петербурга
Президенту Российской Федерации
Медведеву Дмитрию Анатольевичу
Первому заместителю Председателя
Правительства Российской Федерации,
Председателю Совета директоров ОАО «Газпром»
Зубкову Виктору Алексеевичу
ПОСЛЕ НАС ХОТЬ «ГАЗПРОМ»?
Мы, писатели и поэты России, обращаемся к Вам с призывом спасти Санкт-Петербург от произвола олигархического бизнеса и коррумпированного чиновничества. Буквально на глазах разрушается исторический центр города, уродуется его прекрасный облик, сформированный архитектурными гениями прошлых эпох. Наиболее ярким проявлением данной тенденции является немыслимая по своим масштабам провокация – возведение небоскрёба «Охта-Центр».
Очевидно, что администрация Санкт-Петербурга не самостоятельна в принятии решения о строительстве «Охта-Центра», прибегает к методу «заказных» писем, пытаясь подменить общественное мнение тенденциозными выступлениями в СМИ, «продавить» данное решение вопреки закону и здравому смыслу. Последней каплей, вынудившей нас обратиться к Вам, явилась подпись председателя Правления Санкт-Петербургского отделения Союза писателей России Б.А. Орлова под коллективным письмом в поддержку возведения комплекса «Охта-Центр». Со всей ответственностью заявляем: данная подпись – выражение мнения подавляющего меньшинства писателей Санкт-Петербурга, не отличающегося бескорыстием и любовью к городу на Неве, чужаков, о ком М.Ю. Лермонтов говорил: «Не мог щадить он нашей славы».
Российский Межрегиональный союз писателей, единственный представляющий Санкт-Петербург и Северо-Западный регион России в Международном Сообществе Писательских Союзов, заявляет от имени сотен своих членов, патриотов России: проект возведения башни «Охта-Центра» непоправимо изуродует уникальный исторический вид Санкт-Петербурга, является одновременно бессмысленным и кощунственным вызовом бескультурья, плевком в лицо великому городу. Мы категорически возражаем против строительства комплекса «Охта-Центр» в его нынешнем виде, представляющем не «каплю газового пламени», а осиновый кол в сердце культурной столицы России.
Просим Вашего незамедлительного вмешательства и решительного содействия в прекращении строительства и пересмотре проекта комплекса «Охта-Центр».
С искренним уважением и надеждой на понимание,
Председатель Правления РМСП Е.П. Раевский, члены Правления РМСП Ю.В. Баладжаров, Н.А. Веселова, Г.М. Гожев, В.А. Иванов, Д.Н. Киршин, В.В. Корецкий, В.Н. Летушев, С.В. Новиков, П.Д. Панов, Д.П. Радес, Е.В. Сакс, В.А. Соловьёва, члены РМСП, патриоты Санкт-Петербурга и России М.Л. Алпатов, Э.А. Анненкова, Е.О. Барбазанов, А.С. Бестужев, Б.В. Бланков, С.М. Волгин, С.С. Габадуллин, Б.В. Грабовский, М.Е. Ермошкина, М.А. Князев, Г.В. Ковальская, В.А. Корчагин, А.Л. Краев, В.В. Крутогина, Т.А. Крыжановская, Н.Н. Кузнецова-Белова, Л.В. Кутузова, Т.А. Леонова, А.И. Машков, М.А. Машков, О.Л. Медведко, И.Ю. Модестов, Ю.И. Пейсахович, В.А. Пермяков, Н.В. Потапова, В.А. Потиевский, Т.И. Санчес, В.П. Сидоров, Ф.А. Снытко, С.Б. Супранюк, Г.А. Тарасова, И.А. Титаренко, В.П. Фёдорова, Л.В. Филатова, К.А. Яфаров
Текст письма утверждён Правлением РМСП 24.11.2009.
9 ДЕКАБРЯ 2010 ГОДА ПРИНЯТО РЕШЕНИЕ ОБ ИЗМЕНЕНИИ МЕСТА СТРОИТЕЛЬСТВА «ОХТА-ЦЕНТРА».
Правление РМСП выражает благодарность Президенту Российской Федерации Д.А. Медведеву, губернатору Санкт-Петербурга В.И. Матвиенко и председателю Совета директоров ОАО «Газпром» В.А. Зубкову за принятие окончательного совместного решения об изменении проекта строительства. Уверены, что новое место возведения «Охта-Центра» будет выбрано с учётом мнений экспертов по вопросам архитектуры и градостроительства, специалистов профильных комитетов Правительства Санкт-Петербурга и жителей города на Неве.
Поэзия России – это мы!
4 октября 2009 года состоялось поэтическое собрание, посвящённое 10-летию секции поэзии Российского Межрегионального союза писателей. К этому значительному событию отечественной культурной жизни вышел в свет новый сборник «Высокая поэзия России», представляющий творчество поэтов РМСП.
16 сентября 1999 года состоялось первое заседание секции поэзии Российского Межрегионального союза писателей (РМСП), положившее начало его творческой работе на благо русской культуры и открывшее новую страницу отечественной и мировой литературы. Такая оценка не является завышенной – она объективно отражает положение дел. Теперь, спустя десятилетие с момента образования секции, можно констатировать: после распада Союза писателей СССР, его раздробления на кланы, создание РМСП стало первой и, к сожалению, пока единственной вестью о возрождении русской литературы – с её изначальными высокими целями и духовным смыслом.
За годы существования на 180 заседаниях секции поэзии и на 10 Пушкинских чтениях РМСП выступили 150 авторов из Санкт-Петербурга и Москвы, Ленинградской, Московской, Тверской, Новгородской, Томской областей, Ямало-Ненецкого автономного округа, ФРГ. В сборнике представлены стихотворения 176 поэтов, отражающих всю географию отделений РМСП – от Штутгарта до Петропавловска-Камчатского, от Ноябрьска до Ставрополя.
В рамках краткого предисловия невозможно оценить творчество всех поэтов, собранных под обложкой этого сборника, глубоко и всесторонне о них скажут будущие времена. Но и в настоящем – авторы не затерялись, предъявили миру поэтический талант и немалый труд – донести до читателей красоту и гармонию мира в эпоху политических смут и духовного слома. Здесь собраны и те, чьё творчество давно на виду, и те, кому средства массовой информации уделяют немного внимания; ныне здравствующие и ушедшие в мир иной. Но, при всём разнообразии творческих методов и мировоззрений авторов, их отличают яркая индивидуальность, собственный путь воплощения в слове своего поэтического дара.
Работа секции поэзии принесла многочисленные добрые плоды: регулярное представление и открытое обсуждение стихов, свободная атмосфера дискуссий, сочетающая профессиональную бескомпромиссность и доброжелательность суждений, способствовали творческому росту поэтов, раскрытию их разнообразных талантов. Многие авторы РМСП ярко проявили себя в качестве критиков, литературных редакторов и составителей поэтических сборников. Но главное – секция поэзии РМСП открыла новые имена русской литературы, дала поэтам почву для их совершенствования и творческой реализации.
Дмитрий Николаевич Киршин, поэт, издатель,
председатель секции поэзии РМСП, профессор
доктор философии в области литературоведения
Публикуется по изданию: Высокая поэзия России: К 10-летию секции поэзии
Российского Межрегионального союза писателей / Сост. Дмитрий Киршин.–
2-е изд., перераб. и доп.– СПб.: Российское изд-во «Культура», 2010
Русской прозе десять лет –
…вернее, секции прозы Российского Межрегионального союза писателей. Это, конечно, не совсем одно и то же, но все-таки нам есть, чем гордиться. Я не стану здесь писать о высоком уровне наших авторов – беллетристов и публицистов: их произведения, опубликованные в этом юбилейном сборнике, говорят сами за себя. Я хочу сказать о самой секции, которой руковожу ровно половину упомянутого срока, как о живом организме. Утверждаю со всей ответственностью: из всех общественных творческих организаций, где я в разное время на разных должностях состояла, наша секция прозы – самая гармоничная и, не побоюсь этого слова, чистая. Нас как-то миновали сплетни, дрязги и зависть, потому что те люди, которые пытались заняться чем-либо, кроме литературы в широком смысле, самым естественным образом безболезненно отторгались от нас.
Другая необычность – вечный женский вопрос, Россией решаемый с трудом, а в нашей секции, как, впрочем, и в Союзе писателей в целом, успешно решенный. Недавно некоторые из нас получили денежную литературную премию – этих премий было пять, из них четыре оказались женскими! Наш сопредседатель секции – тоже женщина, Галина Тарасова. Прочитав этот абзац, какой-нибудь женоненавистник воскликнет: «Бабье царство! Гадючий клубок!» Представьте себе, нет: просто женщина в нашем Союзе вознесена на подобающую высоту – и это тоже свершается безо всяких ложных потуг вроде западных «обязательных пятидесяти процентов».
На заседания секции многие люди приходят как в свою семью, а некоторые признавались мне по секрету, что видят смыслом своей жизни пребывание в нашем Союзе и возможность услышать мнение коллег. Действительно, у нас еще никого по-настоящему не обидели, разве только легонько задели в порядке горячего литературного спора: корректность и доброжелательность к товарищам – главная заповедь наших заседаний. В каком еще Союзе такое возможно – пусть расскажут те, кто это видел в другом месте.
Не устаю повторять, что нам, прозаикам, труднее, чем поэтам: мы ведь лишены возможности наскоро набросать на пачке сигарет за столом в кафе с видом на озеро шедевр, которому суждено попасть в хрестоматии и засиять в веках. Наша работа не только душевная и духовная – но и тяжелая физическая, потому что требует многочасового высиживания за столом, а вдохновение, нежданно явившееся в том самом кафе, может и не реализоваться: оттуда не сорвешься и не полетишь к компьютеру! Впрочем, судя по результатам работы, есть те, кто срывается и летает – иначе откуда бы столько вдохновенной, легкой как дыхание прозы у наших авторов?
Еще несколько слов о свободе творчества: в нашем Союзе мы прекрасно знаем, что это такое: мы не обязаны писать «под мэтра», всякий раз затравленно глядя на него, когда он изволит высказывать свое высочайшее суждение о нашем произведении – и Боже упаси, если ему не понравится! Казалось бы, результатом такой свободы должен был стать некий безвкусный «винегрет» – а вот поди ж ты: мы имеем бесконечное разнообразие несломленных и нераздавленных талантов.
…Нам десять лет – это уже такой большенький ребеночек. У него, конечно, достаточно жизненных успехов, но следует, в первую очередь, поздравить его отца. Спасибо Вам, Евгений Павлович Раевский, за то, что мы всегда чувствуем Вашу дружескую руку и знаем, что можем положиться на Вас.
Председатель секции прозы РМСП,
действительный член АРСИИ им. Г.Р. Державина,
Наталья Александровна Веселова
Публикуется по изданию: «Есть час на те слова…»: Десять лет секции прозы /
Сост. Н.А. Веселова.– СПб.: «Копи-Парк», 2010
Освобождаясь от иллюзий, посмотрим в глаза друг другу
Мир петербургских поэтов в наше с вами время, в начале XXI века, по своей «поэтической структуре» многообразен. Он впечатляет и огорчает нас тем, что его пытаются, как, впрочем, и всю художественную культуру, втиснуть в рамки рыночных отношений. Мы к этому никак не можем привыкнуть и всё еще барахтаемся в наивной иллюзии добиться успеха и признания, нет не чиновников старо-новой генерации, но взыскательного читателя, который воспитывался на образцах высокой поэзии, духовной чистоты и душевной близости. В борьбе за выживание мы всё больше становимся похожими на Донкихотов. Мы перестаём верить Доброте, как защитному слою человеческой души, дающему возможность реализовать надежду на лучшую жизнь в настоящем времени. Большинство же из нас соглашается с тем, что наше общество «несправедливо, лицемерно, прогнило до мозга костей». У людей – у большинства – вырываются на волю звериные инстинкты: загрызть и выжить – или притаиться и выжить. И что бы люди ни придумали – от мифа до райского блаженства в небесах (ада и придумывать не надо было – достаточно оглянуться вокруг!) до фальшивых богов с их милостью, – ничто не могло изменить реальности в настоящем и небытия в будущем для всех животных рода человеческого. Всё равно как в старой еврейской присказке…: «Если бы Господь Бог жил на земле, соседи повыбивали бы Ему окна». (Ирвин Уоллес. Слово. М., Изд. «Фолио», 2001. С. 26.)
Вот почему так важно сейчас, пока ещё мы не совсем утратили своей веры в овладении миром при помощи Любви и Красоты, сохранить имена и поэзию поэтов, страдающих надеждой на приход в Россию новой эпохи ренессанса, когда поэзия, сливаясь с трепетной волной надежды и вдохновения, станет истинным заслоном пошлости и бездуховности, ведущих к деградации души хронически-наивных людей.
Примечательным явлением нашей художественной жизни является обострившаяся борьба между поэтами, условно разделёнными на две группы, вне зависимости от принадлежности к какому бы то ни было творческому союзу. Одна группа – это те, кто стремиться исподволь «избавиться» от любой национальной идеи, искусно выдавая ее за идею националистическую. Этот приём кажется простым и доступным, Но в его основе – направленная борьба против идеи русского патриотизма и русской национальной культуры. Подчеркивая свой космополитизм, свою, якобы принадлежность к общемировой культуре, приверженцы перманентно-радикального переустройства общественного строя уже не исподволь, а агрессивно внедряют в сознание национальной культуры культуру американского хит-парада, американского образа жизни, американской раскованности, адекватной распущенности. Эту группу поэтов (равно как и представителей любого направления художественного творчества) активно поддерживают и материально подкармливают различные «гуманитарные» организации, пытаясь выдавать себя за истинных поборников демократии. Целью такой помощи является духовное истощение России.
Ко второй группе относятся поэты, чьи произведения, да и самосознание в целом базируется на общечеловеческих ценностях, не имеющих признаков старения и износа, и духовной культуре своего народа, своего государства, своей совести.
К сожалению, эти поэты не защищены ни материально, ни социально. Однако их поэзия, сохраняя свою ярко выраженную индивидуальность, тесно связана с Россией, вне общепризнанных шаблонов ее политических метаморфоз и блужданий из одной общественно-политической формации в другую. Вместе взятые стихи многих современных русских поэтов составляют тот оркестр, о котором когда-то упоминал Александр Блок на памятных встречах с Юрием Анненковым.
Как вспоминает Ю. Анненков: «…на Захарьевской улице, происходил наш спор, когда Блок заговорил о родстве поэзии с музыкой. Я заметил ему, что их сущность, кажущаяся однородной, диаметрально противоположна одна другой. Музыка совершенно интернациональна, общедоступна: она не нуждается даже в переводчике. Поэзия, напротив, глубоко национальна. Замкнута в себе и даже не поддаётся переводу, непереводима.
Блок возразил: «Но звук скрипки тоже непереложим на звук рояля, флейты, арфы или барабана… Однако, взятые вместе все эти инструменты составляют оркестр. Непереводимые Пушкин, Байрон, Гейне, Мицкевич, Альфред де Виньи, взятые вместе, представляют собой эпоху». (Юрий Анненков. Дневник моих встреч. Цикл трагедий. С. 91.)
Теперь выйдем, пожалуй, из психоаналитического аспекта внутреннего противоречия внутри современной русской поэзии и обратимся к истокам возникновения этого противоречия. Здесь я начну, пожалуй, с небольшого отступления от общей архитектоники своей статьи и обращусь к авторитету Сергея Нилуса, который заявляет: «Немного уже осталось проползти змею до сомкнутия рокового цикла через сомкнутие головы с хвостом» (С. Нилус. «Близ есть, при дверех» О том, чему не желают верить и что так близко. Москва – Санкт-Петербург, Изд. «Лествица». 2000. С. 234).
Я привел эти пророческие слова Сергея Нилуса из его редко кому в настоящее время известной книги (опубликованной по благословению Архиепископа Пермского и Соликамского Афанасия) потому, что они носят вселенский характер: предупреждение как для всякого отдельного индивидуума, так и для всякого общественного организма – всё построенное на лжи и живущее заведомо ложными ценностями разрушает самоё себя изнутри и, в конечном счете, обретает свой роковой цикл «сомкнутия головы с хвостом».
Попробуем разобраться в том, что уже созрело до подобного рокового цикла в наше с вами время, в нашей творческой среде, в нашей духовной и социальной жизни, на примере организации, всё ещё называющей себя Союзом писателей России. Как получилось, что эта (Санкт-Петербургская) организация стала вдруг приобретать черты общественно незначимого бомжа в «изумрудном городе» своих же иллюзий? Нет, я не хочу творчески обескровить поэтов, прозаиков и всю остальную пишущую братию, составляющую в семидесятилетний исторический период прошедшего столетия гордость нашей, мягко говоря, неблагополучной жизни. Это было бы бессмысленным варварством. Но как же не заметить признаков старения этой творческой организации, бывшей когда-то кумиром и кормушкой (можно переставить местами). Дряхлость подступила то ли вдруг – как результат некоего самообособления, то ли подкралась незаметно, как следствие жизни «за счёт» гонораров, премий, путёвок в Дома отдыха «трудящихся» и санатории, творческих командировок и поездок «за границу» в любом качестве, в том числе и «для служебного использования». Нам ли не знать всего этого «закулисья», искусно декорированного огромным количеством привилегией, блатом, подачками? И цель, несмотря на благозвучие речей и красоту слога, угадывалась легко – разобщить, создать бесконечное количество ступенек на любой лестнице иерархии, ведущей к видимости власти – светской ли, литературной, научной и прочей. (Не потому ли так тяжело мы переживаем нынешнюю действительность, один из штрихов которой – отмена льгот и привилегий?)
Давайте очнёмся, всё должно быть соразмерно затраченному труду, таланту и чистоте помыслов.
Мы помним ещё то серое время, когда бонзы правлений всяческих творческих союзов «орошали» российское литературное (да и не только литературное) поле массой мизерных по объёму (как физическому, так и духовному), но исчисляемых десятками тысяч тиражных единиц книжками и книжечками. Где эти книги сейчас? Они в подвалах забвения, за чертой духовных потребностей. И лишь протуберанцы поэтической энергии поэтов «золотого» и «серебряного» веков да стоический подвиг отдельных представителей века «застоя» (которых в большей степени, чем сотрудники идеологического фронта, давили собственные «братья по перу», о чем свидетельствует литературный критик Владимир Соловьев) сохранили традиции высокой духовной культуры и божественной красоты.
Мы не упали с Луны, мы из той же прошлой жизни, что и все, и знаем многих не только по сборникам стихов и прозаических произведений, но и по неблаговидным поступкам.
К слову сказать, ярким примером вышесказанному служит Ленинградская история жизни лауреата нобелевской премии поэта И. Бродского. Мы знаем, в каких архивах хранятся пасквили на него его «доброжелателей» и почему поэт стал «своим среди чужих и чужим среди своих».
Справедливо отмечает В. Соловьев в своей книге «Роман с эпиграфами»: «Что самое опасное в таких замкнутых сообществах? Круговая порука, дружеская опека, дух аллилуйщины, комплиментарная зависимость друг от друга, а главное – отсутствие притока свежего воздуха… Зависть, недоброжелательство, злоба – за фасадом тесной дружбы и взаимной любви… Наш кругозор сужен нашим кружком – естественно, тайная зависть и еле скрываемая враждебность связывают нас куда более тесно, чем мнимая дружба и фиктивная любовь… Было бы даже странно и неправдоподобно, если бы вождизм, учительство, мелкобесие не расцвели в нашем литературном саду пышным цветом».
Неслучайно в первые годы «перестроечного» времени Союз писателей, как перезревшая галактика, взорвался от внутреннего напряжения, создаваемого управленческой структурой. Здесь применялись испытанные методы разрушения, разделения и дележа власти, вплоть до такого нечистоплотного приёма, как национальный вопрос. Ну и что в результате? «Галактика» взорвалась и распалась на отдельные части. Так в Санкт-Петербурге появились: Союз писателей России (с претензией на прилагательное «русский» и на правонаследие имущества и привилегий), Союз писателей Санкт-Петербурга, аккумулировавший писателей, считающих себя незаслуженно оскорблёнными и обиженными руководством прежнего Союза писателей, и несколько мелких литературных объединений и групп, в том числе и Областной (Ленинградской области) Союз писателей.
Параллельно указанному разрушительному акту в Санкт-Петербурге возникло совершенно новое творческое объединение – Российский Межрегиональный союз писателей, ставший в настоящее время крупной писательской организацией, занявшей своё заслуженное место в жизни Санкт-Петербурга и многих регионов России. Члены Российского Межрегионального союза писателей, – люди здравомыслящие, свободные от бремени интриг, вызревавших (или вызревающих) в бывшем Союзе писателей, – наравне с вышеозначенными союзами и литературными объединениями активно участвуют в процессе сохранения и развития духовной культуры России в условиях формирования в ней нового общественного мировоззрения.
Ныне Межрегиональный союз является одним из учредителей Международного союза писателей, возглавляемого легендарным писателем – патриотом своей родины Юрием Васильевичем Бондаревым, автором всемирно известных романов о трагических событиях России в различные переломные исторические эпохи её жизни и о незыблемой славе нашего многострадального народа…
Сейчас как-то почти незаметно, но от этого не утрачивая своего предопределенного характера, ушло время барабанщиков от литературы и искусства, отгремели литавры, охрипли медные трубы. Русское самосознание снова начинает возвращаться к истинным ценностям национальной и многонациональной духовной культуры. Совершается заметный переход от условно элитарного творчества, подчас формирующегося в тисках «масонских кланов», к истинно народному. Создаются новые сообщества людей, обладающих значительным интеллектуальным и творческим потенциалом.
Впервые со времён «серебряного века» в Санкт-Петербурге появилась творческое объединение свободных в идеологическом, организационном и материальном отношении от какой-либо политической структуры поэтов и прозаиков. Это стало возможным по двум причинам. Во-первых, сложились объективные условия: Россия стала на демократический путь не только в сфере материальной, но и духовной; во-вторых, к руководству свободными творческими организациями пришли люди, не обременённые какой-либо зависимостью от внешних структур и клановостью структур внутренних (избежать подобного «бремени» в тоталитарном обществе невозможно). В этой связи нужно отметить, что председателем Правления РМСП стал крупный поэт России Евгений Раевский, обладающий яркой харизмой, включающей поэтический дар и врождённый талант объединителя, собирающего вокруг себя неординарных, в большинстве случаев самодостаточных, обладающих раскрепощённым интеллектом и творческими способностями людей.
Сейчас, от имени свободного Российского Межрегионального союза писателей, можно с уверенностью сказать: мы есть, мы – данность настоящего времени, та часть творческой интеллигенции, что шагнула из «серебряного века» в наш с вами век новой русской эпохи – эпохи Ренессанса поэзии и прозы. Мы отличаемся от бывшего Союза писателей, резвившегося (не путать со словом «развившегося»!) в инкубаторе идеологического превосходства над свободой творческого самовыражения, что было возможно в отдельно взятой стране – стране победивших чиновников. И доминирующей идеей в нашем творчестве является любовь к России, что проявляется в бережном отношении к великому русскому языку, русской многонациональной культуре и к историческим традициям наших предков.
Мы не хотим отстаивать своё право быть и завоёвывать авторитет посредством пользующейся популярностью системы закулисных игр, включающих анонимные доносы, сплетни, шельмование талантливых представителей не только «иных» союзов, но и своих собственных «братьев по перу». Мы открыты для свободного обмена мнениями, для творческих дискуссий и для объединения творческого потенциала Санкт-Петербурга и других регионов страны. Мы приветствуем идею создания Ассоциации творческих союзов, но принципиально против присутствия в составе её руководящего органа бывших «львиц» и злобных инквизиторов уходящей в забвение эпохи неприкасаемых. Не потому ли на приснопамятном совещании при губернаторе Санкт-Петербурга, обсуждавшем создание Ассоциации писательских союзов, отсутствовали наши представители и в том числе президент Академии русской словесности и изящных искусств им. Г.Р. Державина, председатель Правления Российского Межрегионального союза писателей, талантливый русский поэт Евгений Павлович Раевский, имя которого значится в справочнике «Знаменитые люди Санкт-Петербурга»? Нас «просто забыли» пригласить…
Евгений Раевский, неизмеримо богат своим поэтическим даром, своим талантом организатора, своей щедрой и бескорыстной преданностью искусству и нашим к нему уважением и любовью. Война за преумножение материальных благ, требование льгот, расчёты на государственные субсидии – это не для него. Раевский Е.П. просто упорно работает. О результатах такой работы судите сами. Евгению Раевскому оказывают помощь меценаты новой России, его избирают действительным членом многих российских академий, его стихи звучат романсами с российской эстрады (один из них – «Приношение женщине» – получил Гран-при престижного всероссийского конкурса «Романсиада–2008»), он становиться ведущим программы «Портреты» на телеканале «Ваше Общественное Телевидение», к нему идут со стихами и житейскими проблемами многие члены союза, среди которых немало людей со значительным багажом заслуг и государственных наград. Раевский лишён чувства зависти и подхалимства, оттого он настойчив в своём праве с чистой совестью защищать наш союз писателей, наш творческий коллектив от нечистоплотных нападок со стороны общеизвестных руководителей бывшего Союза писателей.
Нападки со стороны на Российский Межрегиональный союза писателей и его руководителя по-человечески понятны: бывший Союз писателей в лице своих командиров борется за своё выживание, на пути к абсолютной власти встречает, скажем так, объединение творцов, которое уже только вследствие одной его жизнеспособности считает грозным противником. Но какова позиция руководства Санкт-Петербурга? Неужели можно просто не заметить общественного роста ведущего Санкт-Петербургского союза – Российского Межрегионального союза писателей?
Вот уж поистине: «Слона-то я и не приметил». Странные дела творятся в родном отечестве, коль не замечают собственных «пророков». Неужели сценарий обращений к губернатору нашего города В.И. Матвиенко утверждён раз и навсегда и кроме рефрена-мольбы о сохранении льгот и привиле?